EAX (Environmental Audio Extensions) — это API для моделирования эффектов звучания окружающей среды. EAX создан Creative с целью помочь разработчикам игр создавать ощущение реальности игрового процесса. EAX является расширением DirectSound3D от Microsoft, который, в свою очередь, является частью DirectX. Оба интерфейса дополняют друг друга.
EAX предоставляет широкий интерфейс для создания и управления 3D источниками звука, задания палитры направлений, моделирования эффекта Допплера, ревербераций и отражения, и многим другим.
Версии EAX:
EAX 1.0
EAX 1.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Live!.
Аппаратная поддержка 8 одновременно звучащих каналов.
Аппаратная поддержка 32 индивидуальных каналов.
Аппаратный DSP Rendering.
Поддерживает изменение места в игре реверберации и отражений.
Имеет большое количество пресетов.
Позволяет (ограниченно) изменять реверберацию окружения.
Позволяет автоматически изменять интенсивность реверберации, в зависимости от положения источника звука относительно слушателя.
EAX 2.0
Обновлена реверберационная модель.
Добавлены эффекты звуковых преград (Obstructions) и поглощений (Occlusions).
Отдельное управление начальными отражениями и поздними реверберациями. Непрерывный контроль размеров помещений. Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберациями и начальными отражениями, основанными на местоположении источника звука относительно слушателя.
Возможность учитывать звуковые свойства воздуха (поглощение звука).
Теперь для использования эффектов Environmental Audio не требуется описание геометрии помещения.
EAX 3.0
Аппаратная поддержка 64 индивидуальных каналов.
Контроль за ранними реверберациями и отражениями для каждого источника звука.
Динамический переход между окружающими моделями.
Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями в зависимости от положения источников звука относительно слушателя.
Расчёты Ray-Tracing (отражение лучей) для получения параметров отражения для каждого источника звука.