Конкурс геймдизайнСтатьи

Целостность: в полушаге от гармонии.

Автор:

Часть 1. Правдоподобность и гештальт
  Принцип гармонии
  Почему правдоподобность
  Рамки правдоподобности
Часть 2. Инструменты создания правдоподобности
  Знакомое окружение
  Единообразие (consistency)
  Условности (conventions)
  Детализация
  Внутренняя целостность
Часть 3. Трудности перевода
  Правила мира и правила игры
  Введение в лингвистику
  Литературный перевод
  Трудности издания перевода
Часть 4. Заключение

Часть 1. Правдоподобность и гештальт

Принцип гармонии

В своей лекции «Listen! The Potential of Shared Hallucinations» знаменитый гейм-дизайнер Брайан Мориарти сказал следующее:

Дальше следует текст о чистом намерении, чувстве пропорции и внутреннего единства, а также прочих вещах, которые могут помочь или не помочь этой гармонии достичь.

Имеется также ряд конструктивных замечаний о том, как легко разрушить гармонию вещами, не соответствующими создаваемому вами миру, и необходимости воздержаться от внедрения подобных вещей в игру.

Кроме того, автор указывает на вещи, из которых гармония не берётся, справедливо включив в список технологии, бюджеты на маркетинг, фокус-группы и прочие обыденные в гейм-девелопменте явления.

Но самым важным замечанием является фраза "Гармония никогда не появляется случайно".

Оставим в стороне эмоциональную сторону вопроса гармонии, которую многие художники склонны описывать в метафизических категориях. Цель этой статьи - техническая, а не чувственная сторона. Гармония в музыкальном смысле - технический термин, не имеющий к эмоциям большого отношения.

Гармония повествования, каковым так или иначе является любая, особенно сюжетная игра, во многом опирается на его правдоподобность.

Правдоподобность не в смысле соответствия действительности.

Правдоподобность в смысле соответствия самому себе.

Почему правдоподобность

Когда речь заходит о правдоподобности той или иной детали, часто звучит аргумент: "да на это никто не обратит внимания". И действительно, внимания могут не обратить. Но гештальт будет разрушен. Для того чтобы понять, почему так происходит, необходимо знать ряд особенностей человеческого восприятия.

Человек постоянно анализирует всю воспринятую информацию. Подавляющий объём этой информации анализируется бессознательно, в поле нашего внимания попадает только самое необходимое. К примеру, если вы увлечены работой, а в комнате ведётся тихая беседа, на которую вы не обращаете внимания, ваш мозг всё равно обрабатывает поступающий звуковой сигнал, и если в такой беседе случайно прозвучит ваше имя, ваше внимание мгновенно переключится с работы на разговор.

Мозг постоянно сопоставляет полученную информацию с имеющейся, и подаёт сигнал в случае обнаружения значимого совпадения или несовпадения. Большое значение придаётся потенциальным источникам опасности, к которым автоматически причисляется всё незнакомое или не соответствующее структуре смысловых связей, в виде которой хранится информация в человеческом мозге.

Недавно я смотрел со своей подругой фильм Flight Plan, название которого кто-то остроумно перевёл как Иллюзия Полёта. Просмотр вызвал у девушки негодование - она возмущённо заявила: "это чушь, такого быть не могло". Но на вопрос, почему такого быть не могло, ответить она не смогла - полученный сигнал о несоответствии оказался достаточно сильным чтобы привлечь внимание, но данные, которыми оперировал мозг, хранились глубоко в недрах памяти, и не смогли быть перенесены в область сознательного. Задавшись целью, и потратив немного времени, мы всё же локализировали эти несоответствия, удовольствие обнаружить которые оставляю вам.

Этот пример хорошо иллюстрирует свойство человеческого мозга сопоставлять и анализировать, не спрашивая разрешения у хозяина. Иногда результаты этого свойства называют интуицией.

Ещё одно свойство человеческого мозга - заполнять пробелы, полагаясь на контекст. Этим свойством активно пользуются все деятели искусств, избавляя себя от необходимости описывать уйму деталей. Если заполнить все смысловые пробелы в отдельно взятой книге, человеку может не хватить жизни на её прочтение.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "мы неслись по дороге со скоростью 160 километров в час".

Вы наверняка предположили, что неслись мы на автомобиле или другом транспортном средстве. У вас не возникло вопросов на этот счёт.

Любопытно, какой была бы ваша реакция, если бы вы прочли эту фразу, в книге, описывающей события, происходящие до нашей эры?

Вероятнее всего, целостность мира будет мгновенно разрушена, вы справедливо потребуете от автора разъяснений, и будете разочарованы, если не получите их.

А если не до нашей эры, а в начале прошлого века, на заре эры автомобилей? Были ли автомобили, способные передвигаться с такой скоростью, и мог ли оказаться герой, учитывая всё, что мы о нём знаем, в одном из таких автомобилей?
Вероятно - да, и вероятно, вы спустили бы это автору с рук. Но смутные сомнения терзали бы вас, разрушая доверие к произведению. К каждой следующей детали вы относились бы с подозрением.

Рамки правдоподобности

Как уже упоминалось, правдоподобность произведения вовсе не означает буквальное соответствие обьективной реальности. Мало того, многое в обьективной реальности может показаться в высшей степени неправдоподобным. Под правдоподобностью имеется ввиду в первую очередь соответствие вещей и событий представлению человека о том, какими они должны быть в рамках конкретного контекста . В большой степени эти ожидания подконтрольны создателю контекста.

Если вы начинаете произведение словами "Однажды в тридесятом царстве...", можете рассчитывать на то, что драконы и волшебные палочки сойдут вам с рук. Но учтите что появление танков может быть расценено неоднозначно.

Согласившись на просмотр фильма, начинающегося словами "Давным давно, в далёкой далёкой галактике...", человек готов к появлению космических кораблей, равно как и согласен на определённую сказочность событий.

Но если ваша претензия - историческая правдоподобность, готовьтесь провести месяцы в библиотеке - критика будет беспощадной к любым мелочам.

Я называю это рамками правдоподобности. Установив однажды такие рамки для произведения, хороший автор не идёт на компромиссы с ними.

Рамки правдоподобности вы оговариваете со своей аудиторией с самого начала. Вводная часть произведения является подписанием конвенции, и нарушение этой конвенции приведёт к прерыванию погружения.  Возврат игры в магазин - то, на что вы можете смело рассчитывать в подобном случае.

Страницы: 1 2 3 4 Следующая »

10 января 2006 (Обновление: 2 фев 2006)

Комментарии [22]