Теория
Автор: TaRantull
С чего-то надо начинать шаги. Вот и начнём с самого базового. Теории.
Начнём с азов. Труд практически весь основан на своих знаниях, полученных бог весть когда.
Видать пригодились долгие недели штудирования литературы и ночи, просиженные за подбором композиций.
Что такое октава, наверное, объяснять не буду. Звуковой ряд из 12 нот, выделенный по частотным характеристикам звуков. Кстати, есть одна интересная статья (ссылку, к сожалению, не помню). Там автор с позиции частотных законов октав объясняет строение нашей Вселенной, типа всё в нашем мире от мелких частиц до измерений подчиняется этому закону. Довольно интересное чтиво.
12 нот- это хроматическая гамма, построенная только по полутонам. Полутон- расстояние м\у двумя ближайшими нотами.
Для того, чтоб как-то упорядочить взаимоотношения м\у нотами, взятыми одновременно или последовательно, один умный человек решил все 12 нот упорядочить по интервалам.
Интервалы- будем говорить по-простому, выражают расстояние м\у 1й нотой гаммы и остальными нотами.
Чистая прима- 0 тонов. Это когда взяты две одинаковые ноты.
Малая секунда- 0,5 тона.
Большая секунда- 1 тон.
Малая терция- 1,5 тона.
Большая терция- 2 тона.
Чистая кварта- 2,5 тона.
Увеличенная кварта (или уменьшенная квинта- тритон, используется при анализе уменьшенного трезвучия)- 3 тона.
Чистая квинта- 3,5 тона.
Малая секста- 4 тона.
Большая секста- 4,5 тона.
Малая септима- 5 тонов.
Большая септима- 5,5 тонов.
Чистая октава- 6 тонов.
Люди издревле любили помузицировать в свободное от ловли мамонтов время. Кто на чём умел. Столь долгое занятие музыкой, растянувшееся на десятки веков, не могло не выявить принципиальных законов построения благозвучных нот. Так стали устаканиваться ладовые последовательности (тональности). Можно проследить, что для каждой культуры существуют свои непреходящие «уникальные» гаммы. Мне, например, ещё руководитель по ансамблю ради шутки показал, как играть китайскую гамму. Знаете как? Одними чёрными клавишами :)
Однако всеобщая консерваторизация сказала своё слово. И самыми распространёнными стали минор/мажор. Обозванные так по названию трезвучий, которые они образуют.
Музыку стали изучать. Выискивать к ней научные подходы. Загонять в академические рамки. Были выделены какие-то там непреходящие законы. Однако из всего этого мы будем брать только интервалы, название ступеней и так кой- чего по мелочи (ритмические вопросы). Искать и читать остальное не рекомендую даже под страхом расстрела. Ибо это- тупизм, загоняющий творчество в ограниченные рамки.
Если кто-то считает по-другому, могу даже словесно повоевать. Считайте, что бросил вызов.
Итак. Мы подошли к ладам (ударение на первый слог).
Самых общепринятых ладов семь штук. Все они образованы от стандартного натурального мажора.
Возьмём для примера до-мажор, дабы не путаться со знаками альтерации (диезами, бемолями).
До-мажор (ионийский лад).
Первая ступень (будем называть ноты гаммы ступенями, как принято)- До. Называется тоникой лада. Т.к. самая главная нота в гамме.
Вторая ступень. Ре. Нисходящий вводный звук. Интервал от тоники- большая секунда.
Третья ступень. Ми. Медианта. Интервал- большая терция.
Четвёртая ступень. Фа. Субдоминанта. Чистая кварта.
Пятая ступень. Соль. Доминанта. Чистая квинта.
Шестая ступень. Ля. Субмедианта. Малая секста.
Седьмая ступень. Си. Восходящий вводный звук. Малая септима.
Схема построения мажора (по интервалам): 0-1-1-0,5-1-1-1-0,5.
Пользуйтесь данной схемой при построении мажора, например, в тональности с сумасшедшим набором знаков альтерации (как фа-диез мажор с 6 диезами).
Следующие лады строятся от различных ступеней до-мажора.
От второй ступени- дорийский лад. От натурального мажора (от своего родного, который можно построить от тоники) отличается пониженными третьей и шестой ступенями (т.е. снижаем данные ступени на 0,5 тона вниз).
Схема построения: 0-1-0,5-1-1-1-0,5-1.
От третьей ступени- фригийский лад. Отличается от своего мажора пониженными второй, третьей, шестой, седьмой ступенями.
Схема построения: 0-0,5-1-1-1-0,5-1-1.
От четвёртой ступени- лидийский лад. Отличается повышенной четвёртой ступенью.
Схема построения: 0-1-1-1-0,5-1-1-0,5.
От пятой ступени- миксолидийский лад. Отличается пониженной седьмой ступенью.
Схема построения: 0-1-1-0,5-1-1-0,5-1.
От шестой ступени- эолийский лад. Он же натуральный минор. От своего мажора отличается пониженными третьей, шестой, седьмой ступенями.
Схема построения: 0-1-0,5-1-1-0,5-1-1.
От седьмой ступени- локрийский лад. Отличается пониженными второй, третьей, пятой, шестой, седьмой ступенями.
Схема построения: 0-0,5-1-1-0,5-1-1-1.
Отличия от своих же мажоров приведены для облегчения перехода в данные гаммы при стандартной игре. Т.е. вам достаточно будет выучить построение мажора\минора (т.е. ионийского\эолийского ладов), а далее учите просто, чем данные лады от них отличаются.
Закономерность построения минора: параллельный минор (эолийский лад) строится от мажора (ионийский лад) на малую терцию вниз.
Следующее для тех, кто ищет новые подходы. Вы же хотели новенького?
А именно. Разберём построение от своих же миноров каждого лада. Т.е. берём тот же лад, но тонику делаем минорной. Сл-но и гармонизацию мелодии- тоже в таком ключе.
Ионийский. От своего минора отличается пониженными третьей, шестой, седьмой ступенями. Аналогичное уже было выше.
Дорийский. От минора отличается повышенной шестой ступенью. Ступени приведены от тоники минора. Вот именно эту гамму используют для слайдовой импровизации Steve Vai, Vinnie Moore, Tony MacAlpine. Я её тоже очень часто использую.
Фригийский. Отличается пониженной второй ступенью.
Лидийский. Отличается повышенными третьей, четвёртой, шестой, седьмой ступенями.
Миксолидийский. Отличается повышенными третьей и шестой ступенями.
Эолийский. Ни чем не отличается.
Локрийский. Отличается пониженными второй и пятой ступенями.
15 января 2008 (Обновление: 22 янв 2008)