Начало цикла статей посвященных моделированию аэродинамики самолета.
Система координат
Внешние силы, действующие на самолет, задают обычно в трех различных системах координат:
1) Земная система координат (сила тяжести)
2) Связанная система координат (сила тяги движителя)
3) Полусвязанная система координат (аэродинамические силы, действующие на самолет)
В связанной СК ось Ox1 направлена вдоль хорды крыла вперед, ось Oy1 направлена по перпендикуляру к оси Ox1 и лежит в плоскости симметрии самолета и ось Oz1 направлена вдоль размаха правого крыла.
В полусвязанной СК ось Ox' направлена по проекции вектора скорости полета на плоскость симметрии самолета (плоскость xOy), ось Oy' направлена по перпендикуляру к оси Ox' и лежит в плоскости симметрии самолета и ось Oz' совпадает с осью Oz1. Проще говоря, полусвязанная СК повернута относительно оси Ox1 на угол атаки.
Положеие связанной системы координат по отношению к земной системе координат определяется тремя углами:
1) углом рыскания (Yaw)- между проекцией оси Ox1 на горизонтальную плоскость и некоторым направлением оси Oxg(т.е. определяет курс самолета)
2) углом тангажа (Pitch) - между осью Ox1 и горизонтальной плоскостью
3) углом крена (Roll) - угол между плоскосью симметрии самолета и вертикальной плоскостью, содержащей Оx1.
Положение вектора скорости по отношению к полусвязанной системе осей определяется двумя углами:
1) углом атаки (Alfa) - между проекцией вектора скорости на плоскость симметрии самолета и хордой крыла(или осью Ox1)
2) углом скольжения (Beta) - между вектором скорости и плоскостью симметрии самолета.