Игровой ДизайнФорумСценарии игр

Как найти хорошего сценариста?

Страницы: 1 2 3 4 5 Следующая »
#0
23:24, 9 мая 2023

Рынок сценаристов переполнен благодаря одному фактору – кажущейся простоте. Бытует мнение, что писателю достаточно освоить Word, и можно пожинать успех! Реальность гораздо суровее: писательство предполагает огромные объёмы знаний и умение применить их на практике. Не исключено, что около восьмидесяти процентов, зовущих себя “сценаристами” людей, полностью некомпетентны. Речь идет не просто об отсутствующих запятых в тексте, а об элементарном незнании структуры сценариев! Нередко такие профаны просят деньги за свои услуги, а заказчик, по итогу, плюется от полученного продукта.

Выделю важный момент: сценаристика и писательство – не одинаковые вещи, хоть и смежные! Они требуют разный подход, включая специфические знания и умения. Не каждый сценарист напишет книгу, и не каждый писатель сочинит сценарий. Так на какие факторы стоит первоначально обращать внимание?

Замечу следующее: идеальный рецепт поиска не существует, в любом случае, вы много времени потратите на поиски грамотного исполнителя.

Личная грамотность, и грамотность вообще

Первый, и, наверное, самый важный фактор – это вы сами, заказчики. Оценить работу сценариста будучи безграмотным, представьте себе, невозможно. Грамотность – один из многочисленных показателей профпригодности исполнителя, он позволяет отсеять совсем уж профанов. Если вас не смущают вирши по типу: “Упоминание моей профессии вслух полоснуло меня, словно скальпель по воспалившемуся нарыву”, или “я с трудом подавил желание сделать несколько выстрелов из своего кольта” – придется открывать учебники русского языка. Первое предложение не согласовано, а второе убивает наповал жутким канцеляритом.

К великому сожалению, соображающих в редактуре и стилистике людей мало. Не погрешу против истины, если скажу, что они – вымирающий вид.  Все ошибаются, и, порой мастера выдают детсадовские ошибки, однако приведенные цитаты являются примерами безграмотности. Я понимаю, что не все заказчики имеют разряд по русской словесности, однако качество работы сценариста сильно зависит от ваших знаний и начитанности.

Впрочем, и абсолютной грамотности не хватит для отсеивания неуча, да и одной начитанности недостаточно. Потребуется знание базовой теории: композиция, работа с интригой и обострением сюжета, принципы проработки персонажей. Естественно, освоив азы, вы не станете профессионалом, как и начинающим сценаристом, но поймете основные процессы и сможете аргументированно высказывать претензии исполнителю, указывать на слабые места в произведении.

В пополнении знаний помогут следующие книги:

Роберт Макки “История на миллион долларов”
Блэйк Снайдер “Спасите котика” - трилогия
Кристофер Воглер, Дэвид Маккенна «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»

Мастерство рассказчика

В литературе имеется такое понятие как shit-test: если текст не заинтересовывает с первого абзаца, он априори плохой. Субъективность здесь исключена: это сугубо вопрос структуры. Если автор, налегая на красивости и метафоры, многословно развертывает перед вами картину апокалиптического мира, но читать это скучно – стоит задуматься, возможно, перед вами новичок. Темп и ритм повествования бывает разным, можно писать многословно очень интересно или очень скучно. Бывает, что очень динамичное произведение просто не оставляет послевкусия. В обоих случаях авторы просто не умеют рассказывать истории. Мастерство рассказчика предполагает умение мгновенно вовлекать в действие, и методов человечество придумало более чем достаточно. Упирайте взгляд на умение кандидата расставлять крючки для читателя – интересно читать или нет?

Мы напрямую встаем перед конфликтом формы и содержания – если первое возможно выправить, то второе – никак. Здесь надо понимать, что на восприятие читателя влияют не только знаки препинания, но и разбиение на абзацы, вместе с ритмикой языка. Поставленный к месту восклицательный знак в диалоге придаст ему дополнительный эмоциональный окрас, или вызовет недоумение, если запихать его в нейтральное предложение. Все это – мастерство рассказчика.

Исполнитель может махать перед вашим носом красным дипломом филолога, при этом писать скучно и неумело. Есть и другие случаи, когда исполнитель не дружит с редактурой и ляпает кучу ошибок, но инстинктивно пишет круто. Если и выбирать, то вторых - редактора и корректора существуют не просто так.

Структура

Она же – композиция, и самое важное на что стоит обращать внимание. Любое литературное произведение – это сложный механизм, детали которого находятся строго на своих местах. Механизм этот должен быть смазан и отполирован до блеска. Даже самые примитивные истории непросто заставить работать хорошо. Их следует подать так, чтобы они вызывали эмоции и отклик. Умение подать историю отличает хорошего сценариста от плохого.

Определяется плохой рассказчик, например, по неуклюжим диалогам. Они звучат механистично, скучно или не информативно? Первый звоночек: автор явный новичок. Если с самого начала он сваливает на вашу голову груду терминов и специфических названий – это плохой знак: информация о мире произведения всегда подается дозированно и осторожно. Длинное, пространное вступление, ведущее читателя в никуда? Вы путаетесь в обилии персонажей и не понимаете время действия, то есть не ориентируетесь в пространстве произведения? Серьезный звонок!

Увы, это не литературоведческая статья, да и перечислять все факторы можно годами. Советовать могу одно: анализируйте предложенные вам тексты. Пытайтесь понять причины почему текст вам не заходит – скучно, нелогично, картонные персонажи. Дальше исходите из надобности: диалоги в проекте несут сугубо функциональную роль? И качество предоставленных примеров устраивает – тогда берите этого чувака. Нужен масштабный сюжет и драма-драма? Риск – благородное дело, но я бы не стал терять время.

Планирование

Любой мало-мальски уважающий себя сценарист начинает работу с фабулы, а потом синопсиса. То есть заранее продумывает историю с самого начала до финала – основные сцены и мотивации героев, вкладываемые смыслы. Кто-то описывает сюжеты широкими мазками, а кто-то продумывает их до каждой мелочи, прежде чем приступить к активной работе – подходы разные. Объединяет таких людей одно: они задают кучу вопросов заказчику. Какие интонации требуются? Каковы ограничения? Что вы хотите рассказать этой историей? Работа сценариста требует учета грандиозного количества мелочей. Если вы хотите получить удовлетворительный результат, то придется потратить кучу времени на обсуждение и первоначальное одобрение всей истории.

Повторюсь: вы должны требовать план работ ДО активной стадии - написания. Не после, и не когда-нибудь потом. Новички, как правило, игнорируют планирование и бегут сразу строчить нетленку. Не тратьте на таких спецов время. Я бы сказал, что это один самых простых методов отсева неучей.

Теория и практика идут одновременно вместе и врозь. Можно набить руку на практике, не зная теории. Можно идеально знать теорию, но быть херовым практиком. Исполнитель может загрузить вас терминологией, но показать себя профаном в деле. Другой исполнитель может неосознанно, на голом таланте, ваять шедевры. Оба случая – не гаранты качества.  Один может писать средне или плохо, у второго все будет зависеть от настроения и самочувствия. Ищите сведущего в теории и имеющего багаж за плечами специалиста, то есть золотую середину. Иногда крепкий ремесленник окажется куда полезнее капризного гения.

Текст получился сумбурным, но тема слишком обширная, чтобы уместиться в рамки небольшой статьи. Все перечисленное основано на моих рассуждения, накопленном опыте и представлениях о том, как я искал бы исполнителей.

#1
1:43, 10 мая 2023

> Как найти хорошего сценариста?

Так вот же - прямо в соседней теме такой имеется. У него и аттракцион есть.

#2
6:06, 10 мая 2023

Да пусть ЧатГПТ все это пишет. Он уже много чего умеет.

#3
15:54, 10 мая 2023

Тут же есть статейный раздел, амиго! Или туда с улицы не опубликовать?

#4
15:58, 10 мая 2023

Насчёт статьи - поддерживаю.

#5
16:01, 10 мая 2023

И насчет того, что новички не продумывают финал заранее, вы как-то совсем загнули) Даже школьники до такого не докатятся)

#6
16:04, 10 мая 2023

Sorrownorth, для кого всё это написано? Заказчик, который смог бы по этой абстрактной "инструкции" оценить сценариста, должен обладать прокачанными навыками литературоведа, маркетолога и граммар-нацизма (да, последнее - не навык, но давайте не будем душнить, душнилова в избытке и в нуль-посте). Но в таком случае он и сам знает, как найти хорошего исполнителя. Или даже может сам и написать сценарий. :)

#7
16:08, 10 мая 2023

gmake
> Да пусть ЧатГПТ все это пишет. Он уже много чего умеет.

Графоманию он пока что пишет.

У ИИ пока что очень слабая эмпатия, он моделирует персонажей крайне поверхностно. А будучи обложенным всякими фильтрами толерантности, выдает и вовсе детсадовские перлы. Типа мальчик встретил в лесу волка и сказал ему, что есть людей - это плохо, и волк раскаялся и стали они дружить и менять мир к лучшему.

#8
1:02, 11 мая 2023

Virtex
> Графоманию он пока что пишет.
Задача ИИ - подать много идей за короткий срок. Из этих идей потом можно намиксовать своих идей.
Еще одна задача - награфоманить тексты по заранее заданному шаблону. Но для этого нужно ему на входе скормить правильные запросы.
Третья задача - нагенерить разнообразные шаблоны, по которым потом будут генериться сценарии.
Это устраняет 90% рутины при написании сценариев. Буст к скорости.

#9
19:41, 11 мая 2023

Sorrownorth
> Р
Джек Лондон писал со скоростью 5страниц в день материала не гавно.это считалось охренеть огромной скоростью.
Sorrownorth
> Выделю важный момент: сценаристика
вроде есть свои законы правила . предисловие вступление завязка история развязка финал.
тут кстати показательны звездные войны,терминатор,чужие—- более половины положительных героев выбывает.чужие даже немного наоборот-—отрицательные герои выходят на главный план. против шаблона хороши всегда побеждают.

#10
1:58, 12 мая 2023

По пунктам, как в курсовой:

1) Сам не словил иронию от того, что "текст получился сумбурным", но при этом данная фраза идет после абзаца о "планировании от и до"?

2) К разделу планирования и активного действия не соглашусь от слова совсем. Люди такие существа, что не начнут действовать в отношении определенного творческого процесса, если хотя бы не попробуют сделать начальный набросок. Единственное о чем я могу сказать точно, так это то, что нужно фильтровать данные вещи и брать перерывы от одной работы для избавления от "намыленых глаз". У новичков (по себе сужу) есть с этим определенная проблема по трем причинам:
  1) Глаза быстро намыливаются и вся картина кажется щедевральной по причине воображения. Мы видим картинку четко и ясно у себя, но донести эту картинку до читателя/слушателя/игрока/коллеги мы не можем из-за малого опыта. Абстрактное мышление и мыслительный процесс идет в таком случае против новичка. Идея получает больший приоритет над деталями, но эти детали нужны чтобы другой человек понял - что ты там хочешь сделать и как.
  2) В первой причине мы пытаемся донести идею, пропуская детали, но иногда мы не имеем идеи, но с деталями устраиваем перебор. Я это связываю с привычкой написать для условной Марьи Ивановны полное развернутое сочинение на пять страниц за 15 минут. В сочинениях или курсовых иногда так много вливаешь воды, что банально привыкаешь к данному явлению. Тебе дают ТЗ написать о битве крокодила с пивом. Заказчик дает неделю для выполнения и он решил, что ты кинулся писать историю про причину алкоголизма и почему этот крокодил себя ненавидит из-за чего он не может бросить, но проходя через испытания и поиск друзей, он находит выход из своего запоя. Однако по итогу тебе самому хочется написать о пьяной драке большой антропоморфной кружки пива и крокодила, что подозрительно смахивает на Крока из комиксов ДиСи. В данном случае заказчик рассчитывал на идею, но получает лишь очень много деталей ни о чем.
  3) Намыливание глаз происходит дополнительно тогда, когда ты делаешь это залпом без перерыва между проектами для "подумать". Вот ты сейчас описал фэнтези про войну бобра с козлом с магами и принцессами, но тут тебе нужно срочно дописать сцену для научно-фантастического мира технологий с роботами и взрывами. Из-за эффекта намыливания глаз и душной головы в итоге у тебя получаются Звездные Воины, хотя ты представления не имеешь как там колдун в костюме робота оказался. Иногда это полезно, но если эти скачки происходят из проекта в проект или из одной писанины в другую, то в итоге можно вообще берега попутать и расписать жизнь дворфа в маленькой деревне в отчете по безработице за январь третьей эпохи Скаэтеелей Правой Мошонки.

3) Правила между кинематографом и игровым произведением различаются в силу специфики подачи. Для кино все описанное верно, так как вся структура линейная и мы знаем где начало, где середина и где конец. Однако для произведения в игровом мире такие правила применяются с поправочкой на активность самого игрока, особенности движка, жанра, сеттинга и стиля.
Просто попробуй поиграть в Ведьмака, где сценаристы обязаны вписать в сюжет ещё и поправку на выбор игрока относительно фракций и/или личных предпочтений. Можешь попробовать поиграть в Selestia, где сюжет прост как три копейки, но он не должен быть сложным в силу специфики самой игры и идею которую она приносит. Ну или поиграй в Disco Elysium, где сценаристы буквально прописали историю, политику, социум и философию фоном для истории типичного бульварного романа. А и ещё они это сделали с вариациями относительно предпочтений, развития и шанса кубика.

В итоге: Если знаешь как правильно - помогай и развивай чужую идею или указывай на ошибку. Это пойдет на пользу, если речь идёт о формате форума. Если же ты хотел в статью, то может чуток не туда попал?

#11
13:54, 12 мая 2023

Глаз не намыливается, а замыливается. Намылить можно руки, например.

YoWiNeKn
> Это пойдет на пользу, если речь идёт о формате форума.
> Если же ты хотел в статью, то может чуток не туда попал?

Советую подумать о том, чтобы задать этот вопрос себе.

#12
1:11, 13 мая 2023

YoWiNeKn Подсказать, как можно бороться с замыленным взглядом? Например, текст отложить на недельку и вернуться к нему с редактурой. И, вообще, к чему ты накатал портянку про замыленный взгляд? К чему ты привел свои проблемы и страдания - какое отношение они имеют к тексту?

В Ведьмаке явно не пользовались законами драматургии, которые универсальны для всех жанров, и которым, учат в предложенных книгах.

YoWiNeKn
>если же ты хотел в статью, то может чуток не туда попал?

Думается, это ты попал не по адресу. Обвинил меня сумбуре, потом притянул за уши планирование. Это как так работает? Хочешь критиковать - критикуй. Но твоя портянка зовется просто: пердеж в лужу.

#13
6:59, 13 мая 2023

Любой мало-мальски уважающий себя сценарист

Любой мало-мальски уважающий себя сценарист не работает в геймдеве. В геймдеве сценарист - раб, ограниченный игровыми механиками, целевой аудиторией и условностями жанра.

#14
14:46, 13 мая 2023

Olagarro
> В геймдеве сценарист - раб, ограниченный игровыми механиками, целевой
> аудиторией и условностями жанра.
>
> Страницы

Тогда и в кино никто не работает нормальный. Там же они не ограничены бюджетом, желаниями продюсеров и задачей от них же, никто не переделывает готовые тексты десять раз, никто не редактирует их по ходу сьемок. Забастовку явно они объявили от хорошей жизни, а не потому что на них экономят.

Virtex
> для кого всё это написано?

Когда энтузиаст ищет другого энтузиаста, готового написать сценарий для его проекта, формально он становится заказчиком. Коммуникации с платными заказчиками происходят точно так же, отличие одно: денег и сроков нет. Энтузиаст тоже хочет качественную услугу получить, но - забесплатно.

Страницы: 1 2 3 4 5 Следующая »
Игровой ДизайнФорумСценарии игр

Тема в архиве.