Игровая индустрияСтатьиУправление

Руководство «Как найти сценариста в команду на энтузиазме»

Автор:

В руководстве о том, как искать сценариста в команду на энтузиазме, я постараюсь детально осветить тему о том, как его искать, если ваша будущая игра нуждается в сильном сюжете, а денег на то, чтобы нанять сценариста, у вас нет. В качестве примера будет использована визуальная новелла. Просто потому, что это самая простая игра и самый простой случай вообще.

Данное руководство написано с оглядкой на реалии конкретно GameDev.ru, но следует понимать, что на иных ресурсах ситуация кардинально не изменится.

Итак, вам нужен сценарист. Вначале рассмотрим, как его найти, выбрав нужного из множества кандидатов. Затем провести с ним переговоры и привлечь в свою команду. Потом вам нужно правильно выстроить взаимодействие с ним, чтобы получить результат и не допустить его ухода. Ну и в конце рассмотрим типичные вопросы людей, которые ищут сценариста.

Screenshot_4 | Руководство «Как найти сценариста в команду на энтузиазме»

Прежде всего надо понять, какой именно сценарист вам нужен. Пройдемся по требованиям, которым должен соответствовать сценарист.

1. У сценариста должен быть опыт. Подавляющее большинство людей, называющих себя сценаристами, полагает, что раз они могут печатать буковки в Ворде, то и писать сценарии тоже могут.
Сценарист – это частный случай «сторителлера», рассказчика. Как не бывает художника без картин, так не бывает и сценариста без сочиненных им историй. То есть, первое, что вы должны спросить у сценариста – это какие истории он сочинил и рассказал (неважно, в какой форме – книга, фильм, пьеса, игра).

Если у так называемого сценариста нет ни игр, ни книг, ни фильмов – ну, какой же он тогда сценарист?

Важно понимать, что перед тем, как сочинить годную историю, нужно сочинить сотню плохих. Репин, прежде чем нарисовать первый свой шедевр, учился и практиковался много-много лет. Со сценаристами та же фигня. Потому совет простой: спрашивайте у сценариста его портфолио.

И еще одно: если у него портфолио все «самиздатовское» — например, на сайтах типа Authors.today – туда выложить можно что угодно, любую неграмотную чушь. Потому посмотрите на то, сколько у автора подписчиков, книг, сколько человек книги прочли и добавили на полку. Почитайте комментарии. Если подписчиков много и в комментах позитив — значит, истории автора нравятся многим людям, он умеет сочинять сюжеты и писать их. Если подписчиков мало и книгу никто не читает – увы, это неумеха.

2. Если у сценариста есть опыт сторителлера, подтвержденный портфолио – то следующий шаг заключается в том, чтобы определить его пригодность конкретно для ваших целей.

Тут у вас два пути. Первый – лично убедиться, что вам нравятся истории этого сценариста. Вы должны почитать его книги, посмотреть его фильмы и т.д. Нравится? Если да, то можете приглашать его в команду.

Второй путь – довериться послужному списку сценариста. Например, если у него есть изданные книги, вышедшие в крупнейшем издательстве – то это свидетельствует о том, что какие-то люди (а именно – редакторы издательства) сочли книги этого писателя достойными того, чтобы вложить в них свои деньги. Если книга одна – вероятно, она провалилась в продажах. Бывает, редакторы тоже ошибаются. Если книг много – значит, они хороши, и после первой успешной книги (читай – принесшей доход) с писателем продолжили сотрудничать.

3. Есть еще один момент, который не обязателен, но желателен. Будет очень круто, если сценарист имеет представление, как делаются игры, понимает хотя бы на базовом уровне нутрянку игры, знает, чем занимаются моделлер и программист. Сценарист должен быть геймером. То есть, играть в игры, хотя бы иногда, и понимать, что это такое.

В идеале – иметь хоть какой-то опыт в игрострое. Если у него уже есть игра в портфолио – вообще супер. Также желательно, чтобы он понимал немного в нарративе и геймдизайне.

Важно понимать один момент. Визуальные новеллы с плохой рисовкой и крутым сценарием приносят доход (спросите Kamti или гляньте на ютубчике «Book of bondmaids»). Если рисовка крута, но сценарий ужасен – это провал. Будут рефанды и негативные комментарии. Понять, что сценарий написан неумехой, не имеющим ни таланта, ни мастерства, можно за пять минут. Максимум за десять, или даже за полчаса. Но рефанд можно сделать в любой момент до двух часов.

Так что сценарист обязательно нужен хороший, со скиллом, опытом, талантом.

Если вы думаете, что сгодится и начинающий сценарист – у меня для вас плохие новости, вас ждет провал. И лучше вам поверить мне на слово, в противном случае вы придете к пониманию моей правоты более тяжелым путем, через запоротый проект.

Итак, вы нашли сценариста, который обладает нужными навыками, портфолио, талантом. Отсюда мы переходим ко второму пункту: как именно договориться с ним.

И вот тут первый серьезный облом: дело в том, что почти все сценаристы, которые обладают опытом в сторителлинге, опытом в геймдеве, мастерством, впечатляющим портфолио – профессионалы, они работают за деньги. Если у вас есть деньги – нет проблемы, вы его просто нанимаете. Если же у вас денег нет – ну, это руководство как раз для такого случая и написано.

Что ж, вам нужно найти специалиста, который способен сделать сценарий коммерческого уровня, но при этом будет работать без денег.

Какие бывают бесплатные сценаристы?

1. Новички без опыта и без бекграунда. Те самые, которые думают, что раз сценаристы печатают буковки в ворде – то и они могут быть сценаристами, ибо у них есть ворд. Ну а че, легкая работа же – сидишь и буковки печатаешь… Очевидно, что они не соответствуют вообще никаким требованиям и не способны написать вам сценарий. И таких на геймдеве много, но вообще они обычно приходят, тусуются, не добиваются ничего и уходят.

2. Новички без опыта и с околонулевым бекграундом. Это люди, которые напечатали кое-как рассказик, выложили его в интернет и считают, что они уже писатели. Хотя рассказик их, естественно, не очень. Таких на GameDev.ru большинство, некоторые тусуются тут по несколько лет, но портфолио их остается пустым, а на вопросы типа «дай ссылки на свои книги?» они не отвечают или агрятся.

3. Новички без опыта в геймдеве и с некоторым опытом вне геймдева. Например, у них может быть одна изданная книга. Вот эти уже подают некие надежды и в теории, с небольшим шансом, могут выдать на-гора годную историю. Но шансов на это очень мало, потому что сразу же вопрос: а почему только одна книга? Вероятность, что они напишут хороший сценарий, очень мала, а рисковать вы должны своей игрой. Вывод – не связывайтесь.

4. Вполне себе профессиональный сторителлер, например, писатель, который хочет вкатиться в геймдев. У него нет опыта в геймдеве и потому он, в теории, может согласиться написать один сценарий для портфолио. И этот сценарий даже может быть вполне годным.
Но есть две проблемы.

Во-первых, такой человек может быть плох в том понимании, что у вас квест, а он вам говорит «а головоломки я придумывать не буду, не моя задача», хотя в квесте они часть сюжета. Кстати, это реальный случай, тут, на геймдеве, когда люди обратись к самому распиаренному сценаристу, заплатили ему за сценарий квеста — и получили сценарий без головоломок. После чего обратились ко мне, хы-хы.

Вторая проблема заключается в том, что такой сценарист не нуждается в бесплатном проекте. Когда я решил вкатить в геймдев – я взял и вкатил. И сразу начал зарабатывать деньги, не делая проект для портфолио.

То есть, шансов найти такого сценариста без денег у вас все равно мало.

5. Остается последняя группа – профессионал-энтузиаст, прирожденный сторителлер. То есть вполне профессиональный сценарист, который  может вписаться в классный проект либо для души, потому что он обожает рассказывать истории, либо за процент от прибыли. Таких тоже очень мало, но именно в данном случае шансы найти такого очень высокие, и шансы получить от него высококачественный сценарий тоже очень высоки.

Собственно, именно такой сценарист вам и нужен. Но… как вы понимаете, тут тоже есть определенные проблемы.

Итак, следующий пункт руководства посвящен профессионалу-энтузиасту, а точнее – тому, как именно вы можете получить его в свою команду.

Они бывают двух разновидностей.

Первые готовы рискнуть и сыграть в лотерею. Вдруг проект выстрелит и принесет много денег? С ними проще и сложнее. Проще – потому что они тоже хотят денег, их мотив прост и понятен. Сложнее – потому что сценарист должен усмотреть в вашем проекте потенциал. И для этого ваш проект должен быть небольшим, качественным и близким к релизу (что в случае с виз.новеллой не прокатывает, но с играми другого жанра – вполне).

Другими словами, сценарист оценивает саму игру – хороша ли она. Оценивает объем труда – много ли он должен вложить своих сил и времени. Оценивает близость к релизу – то есть, чем ближе релиз, тем меньше ждать выхлопа и меньше шанс, что проект умрет.

Если у вас уже есть некая игра, где дерутся на мечах орки и эльфы, все это можно поиграть и пощупать, а сценарист должен только придумать имена и коротенькую историю о том, кто там с кем воюет и за что – тогда ваши шансы высоки.

Если же вы предложите такому сценаристу участвовать в долгострое, который еще не сделан и наполовину и для которого надо написать «Войну и мир» — он почти наверняка откажется.

Вторая категория – это сторителлер, который любит свое дело, который живет, чтобы рассказывать истории. И с такими одновременно все и просто, и сложно. Просто – потому что его можно заполучить в команду очень легко, если выполнить определенные требования. Но для большинства разработчиков эти требования сами по себе сложны.

Инструкция очень простая.

1. У вас уже есть художник, вы решили делать новеллу (или вы сами – художник).
2. Вы приходите к сценаристу и говорите, мол, хочу делать новеллу, вот портфолио художника.
3. С высокой вероятностью у вас есть сценарист. Понадобится утрясать разные мелочи, но это уже рабочие моменты.

Собственно, трудность возникает в пункте 2. В большинстве случаев разработчики начинают искать сценариста в двух случаях.

1. У них есть идея и им нужен сценарист, чтобы довести ее до ума и превратить в сценарий.
2. Ваш сценарист ушел в процессе работы над проектом (обычно в первой половине работы над проектом) и вы ищете нового, который доделает за ушедшим.

Так вот, в обоих случаях вы получите отказ почти наверняка, и вот почему.

1. Сторителлер хочет рассказывать свою историю, а не дописывать за кем-то.
2. Дописывать чужую историю сложнее, чем писать с нуля.
3. Пытаться сделать что-то приличное из того, что изначально было полной ерундой – ну такое себе развлечение.

На третьем пункте остановлюсь подробно.

Дело в том, что идея художника или программиста так же плоха, как и персонаж, нарисованный сценаристом (если художник не является сценаристом и сценарист не является художником). Только дилетанты (художник и программист) думают, что их идея классная, им трудно понять, что это не так. У них есть амбиции – сделать игру по своей идее – и они хотят, чтобы спец доделал за них то, что они сами не способны доделать.

Только для чего это нужно сценаристу? Правильный ответ – ему это нафиг не сдалось.

Написав свой сценарий, сценарист получает (кроме вероятной прибыли):

1. Моральное и интеллектуальное удовлетворение, самореализацию.
2. Репутационную выгоду (имя в титрах как автора идеи и сюжета)
3. Возможность переложить свой существующий роман в формат визуальной новеллы ИЛИ написать новый роман на основе сценария. Что как бы «кросс-продвижение».
4. Авторские права на героев и вселенную.

Дописывая что-то за кем-то, сценарист не получает ничего из этих четырех пунктов. Именно по этой причине почти все сценаристы-энтузиасты на геймдев.ру готовы писать только с нуля.

Дополнительно упомяну, что если новый сценарист дописывает работу за ушедшим сценаристом – то после релиза игры может последовать судебный иск от старого сценариста. Ибо идея и персонажи принадлежат ему. (На этом моменте не буду останавливаться, просто поверьте, что авторское право работает именно так, или сами гуглите).

А потому совет простой: если у вас визуальная новелла, то искать сценариста надо после того, как найдете художника, но до того, как начнете работу.


Альтернативный способ поиска сценариста - начать искать его заранее (не для визуальных новелл).

Как это работает. Положим, у вас игра про бои на мечах. Или про гигантских роботов. Или еще про что-то.
Разработка только начата, то есть у вас почти ничего нет, кроме концепции игры.
Вы можете заранее заручиться поддержкой сценариста.
Для этого вы вначале выбираете хорошего сценариста-сторителлера, затем пишете ему: "мы собираемся разрабатывать вот такую игру, у нас пока ничего нет, но в будущем нам понадобится классная история. Что нам делать, чтобы в будущем ты согласился написать нам сценарий? Какой сеттинг выбрать?"
Если такой вопрос зададут мне - я прикину потенциал, затем буквально в паре абзацев накидаю основные моменты сеттинга (время, место, реалии), которые подойдут лично мне как сценаристу.

В данной ситуации вам все равно понадобится сделать приличную демку, но вы при этом исключите такие варианты, когда, предположим, у вас игра про вампиров и истребителей вампиров, а сценарист не пишет истории про вампиров в принципе и потому вы получаете отказ.
Проще говоря, вы заранее согласовали со сценаристом рамки мира, которые устраивают и его и вас.

Как работать со сценаристом и добиться успеха.

1. Что делать, чтобы получить классный сценарий?

Не мешать сценаристу. Не указывать ему, как он должен писать свою историю. Сценарист не нуждается в советах кодера, художника или звукаря. И ни в коем случае не критиковать.

2. Что сделать, чтобы сценарист не выгорел и не ушел на середине работы?

Выбрать правильного сценариста. Гарантии получить невозможно, но если вы выберете сценариста, который написал 10, 20 а то и 30 романов – то это как минимум человек, который привычен к большим объемам работы и умеет доводить начатое до конца. Ну и само собой – не давать сценаристу советов и не критиковать.

Вы должны доверять своему сценаристу. Если вы скажете ему, что он что-то делает не так – можете услышать закономерный ответ «Ты знаешь лучше меня? Ну тогда какого черта меня позвал? Сам пиши».

Более того. Если вы выбрали человека с портфолио, опытом, скиллом – то он, наверное, действительно знает получше вас, что и как писать.

Напоследок рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Вопрос: У меня новелла про такого-то героя, в таком-то мире, с таким-то началом сюжета, где мне найти сценариста?
Ответ: два варианта. Первый – взять кредит в банке и нанять. Сценаристы берут не очень дорого, кредит отдадите с прибыли от игры. Нанятый сценарист будет делать все так, как вы захотите, и сделает работу лучше, чем если бы ее делали вы сами.
Второй вариант – создать тему «Ищу сценариста»  и выбрать самого лучшего из бездарных новичков. Нормальные к вам не постучатся.
Существует вариант, что идея, герой, мир и начало очень сильно понравятся кому-то. И он может вписаться. Но это очень маловероятный поворот.

Вопрос: Но мне нужен хороший сценарист, а не новичок. Что делать?
Ответ: Выкинуть свои наработки и пригласить сценариста, который напишет историю с нуля.

Вопрос: А если я хочу делать игру по своей идее? Она хороша!
Ответ: Ну так и делайте, зачем вам сценарист? А если вы не можете или не умеете – поверьте, что ваша идея на самом деле плоха. Да, от амбиций отказаться трудно – но у сценариста тоже есть амбиции, и его идея лучше вашей в любом случае.
И конечно, вы все еще можете взять кредит и нанять сценариста.

Вопрос: Но у меня ушел сценарист, работа уже началась, уже написано и нарисовано много всего! Я не могу это все выкинуть!
Ответ: Можете. Просто не хотите. А сценарист не хочет дописывать за кем-то, увы.
Но есть выход: вы можете ничего не выкидывать, а просто отложить этот проект и начать новый, с нуля. А когда сделаете новый – получите доход и наймете сценариста, который допишет сценарий для замороженного проекта.

Вопрос: Мне все это не подходит, но мне нужен сценарист, чтобы доделать ЭТОТ проект. Что делать?
Ответ: Посмотрите на свой проект глазами постороннего человека и задайтесь вопросом, а что он получит за свою работу, кроме гипотетического процента, при том что процент от нуля – нуль? Если ваш проект сделан на 80%, его добавили в вишлист тысячи людей и релиз через месяц – ну, тогда еще шансы есть. Если до релиза далеко и сценарий надо писать почти полностью… увы. Любая проблема имеет решение, но бывают решения, которые нам не нравится.

Вопрос: Я согласен со всем, что тут написано. Так где мне найти талантливого сценариста?
Ответ: В качестве первого шага можете написать автору этой статьи :)

Заключение.

Всякое правило может иметь исключение. Не исключено, что ваш личный опыт может оказаться иным. Не исключено, что вы добьетесь успеха способом, который тут указан как безнадежный. Но поскольку личный проект – штука довольно трудоемкая, следует идти путем, который дает наибольшие шансы на успех, даже если сам путь труден. Как сказал Евклид царю Птолемею, «нет царского пути в геометрию». Но вы можете все-таки поискать свой собственный. А потом написать про это статью. Все с большим интересом прочитают историю вашего провала :)

#Разработка игр, #работа, #сценарист

28 февраля 2024

Комментарии [31]

купить пугв