Создание движка Zavod3D
GameDev.ru / Страницы / Zavod3D engine / Статьи / Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Автор:

В данной статье я описываю свой опыт компиляции библиотеки Qt версии 4.8.5 из исходников с помощью компилятора MinGW, идущего в составе среды программирования CodeBlocks версии 10.05 на машине с операционной системой Windows XP.

Так как для движка нужен нормальный редактор карт и объектов, то я задумался о выборе GUI библиотеки. Вполне логично, что ввиду повсеместного расхваливания qt, я не мог не попробовать ее в деле. Скачал книжки, инсталлировал версию "qt-win-opensource-4.8.4-mingw". У меня CodeBlocks версии 10.05. Создал в CodeBlock класс главного окна и модуль с main - короче, простейшее приложение с главным окном. Надо сказать, что меня ждало разочарование - компиляция и сборка qt-приложений представляет собой не банальное нажатие пункта "Build", а ряд предварительных настроек и действий, да и вообще производится в командной строке. После пары дней геморроя я скомпилировал этот небольшой проект с главным окном. Но для этого мне пришлось собрать qt из исходников. Дело в том, что ошибки никак не хотели устраняться и я где-то прочитал, что якобы версия mingw на компьютере разработчика может конфликтовать с установленным qt из-за того, что установленный qt был собран на другой версии mingw. Что ж, решил собрать.
Скачал исходники "qt-everywhere-opensource-src-4.8.5.zip". Хотя сейчас уже есть пятая версия, я решил взять предпоследнюю на тот момент. На диске "E" (это тот, что обычно D у большинства) создал папку "Qt". Положил архив туда. Распаковал его.
Делал я все на Windows XP. Так как компилятор MinGW идет в составе среды программирования CodeBlocks, я использовал его, то есть я  не устанавливал его отдельно.

Установил переменные среды:
Мой компьютер-> Свойства:
env_vars01 | Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Дополнительно:
env_vars02 | Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Переменные среды:
env_vars03 | Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Сначала добавляете путь к папке bin компилятора MinGW (у меня E:\Program Files\CodeBlocks\MinGW\bin)
Нужно выделить переменную "Path", нажать кнопку "Изменить":
env_vars04 | Компиляция qt из исходников компилятором из состава CodeBlocks

Внимание! Нужно не заменять то, что там уже есть, а именно добавить, иначе что-то на вашем компе может перестать нормально работать. Появится окошко.
Пойти в конец строки поля ввода с именем "Значение переменной". Если там не стоит в конце ";" (без кавычек), то поставьте точку с запятой и вставьте путь к папке "bin" у MinGW.
У меня вот так (я показал многоточием то, что у меня уже есть путь к другим папкам)...;E:\Program Files\CodeBlocks\MinGW\bin;
То есть пути в "Path" разделяются точками с запятой. Жмете ок.
Создаете следующие переменные:

Имя переменной: MinGWDIR  Значение переменной:  путь к папке MinGW (у меня E:\Program Files\CodeBlocks\MinGW)
Имя переменной: QMAKESPEC  Значение переменной: win32-g++
Имя переменной: QTDIR Значение переменной: путь к распакованным исходникам qt (у меня E:\Qt\qt-everywhere-opensource-src-4.8.5)

QMAKESPEC должен содержать имя профиля сборки. Для выбранного компилятора MinGW, у Qt есть два профиля: "win32-g++" - для версий компилятора GCC ниже 4.6, и "win32-g++-4.6" - для версий компилятора GCC 4.6 (он задействован в последних версиях MinGW).

Конфигурация библиотеки Qt. Запускаем командную строку и переходим в ней в папку с исходниками Qt (у меня E:\Qt\qt-everywhere-opensource-src-4.8.5).  Нужно запустить конфигуратор с опциями. Я использую LGPL - версию, поэтому выбрал опцию -opensource. Так же мне не нужны демо и примеры -nomake demos -nomake examples. Мне нужны версии debug и release. Вообщем, я набил (лучше вручную, а то при вставке может запуститья не со всеми опциями, а только с теми, которые поместились в первой строке) следующее:

configure.exe  -debug-and-release -qt-libpng -qt-libjpeg -opensource
-no-qt3support -qt-zlib -qt-libmng -qt-libtiff
-nomake demos -nomake examples

Конфигуратор спросит вас, дав 4 варианта. Нужно согласиться использовать LGPL (я к сожалению не помню их названия, но там понятно).
После этого конфигуратор создаст ключевой файл qmake.exe и makefile'ы модулей библиотеки Qt. После завершения этого процесса появится сообщение:

Qt is now configured for building. Just run mingw32-make.
To reconfigure, run mingw32-make confclean and configure.

Осталось запустить компиляцию. Для этого вбейте в командной строке следующее:

mingw32-make

Компиляция qt идет очень долго. У меня этот процесс занял 10 часов. Я начал в 11.00. В комп в последний раз заглядывал в 18.20 - процесс еще шел. Утром мне пришлось перезагрузить комп, так как комп не реагировал на нажатия кнопок мыши и клавиш клавиатуры. Через поиск я нашел, что самый последний созданный файл библиотеки был создан в 21.02.
После я решил проверить собранную библиотеку Qt. Прописал в переменных среды путь к папке "bin" у Qt (у меня E:\Qt\qt-everywhere-opensource-src-4.8.5\bin). Это нужно для запуска qmake.
Итак, я проверяю созданный в CodeBlocks пример приложения Qt с главным окном.
В командной строке я перешел в  папку проекта с главным окном. Набил

qmake -project
Qt создала файл проекта с расширением .pro. Далее набил просто
qmake
без параметров. Qt создал makefile' ы проекта. Осталось скомпилировать проект - для этого я набил в командной строке
mingw32-make

Все. В папке Debug я увидел долгожданный экзешник, над названием которого ввиду трепки нервов с Qt я не стал долго думать:
+ Показать

Примечания. Если вы используете компилятор MinGW в CodeBlock другой версии или сам MinGW отдельно и другой версии, обратите внимание на  QMAKESPEC, возможно там уже надо писать win32-g++-4.6. Я не гарантирую, что у вас получится - я делал на свой страх и риск. Риск в том, что можно потерять 10 часов и немножко замусорить жесткий диск.
Я пользовался следующей статьей - может пригодится кому.

10 октября 2013

#GUI, #Qt

2001—2018 © GameDev.ru — Разработка игр