Войти
Макс ЗавьяловСтатьи

КРИ 2006: личные впечатления.

Автор:

Как и обещал, сначала общий отчет, затем несколько конспектов лекций.

День первый.

Регистрация. Основная масса регистраций участников произошла именно в пятницу, и даже стояла некислая очередь на улице порядка двух часов. Но, что интересно, гостиница Космос (к удивлению тех, кто эти два часа выдержал) располагает читерскими входами, которые охраняли не сильно. Так что лично я прошел регистрацию минут за 10 (а может даже меньше).

В очередной раз порадовался возможности повесить куртку в любой раздевалке (чем и воспользовался), т.к. к гардеробу официальному стояла очередь: все как обычно и уже не первый год. Волонтеры справлялись на гране своих возможностей.

Стенды. Прежде чем пойти на открытие (на которое мы в итоге не попали), я решил посмотреть на стенды. В принципе, прошлую КРИ с точки зрения помпезности, думаю, уже не превзойдет ни одна. Все выглядело средненько, хотя посмотреть было на что. Всем кому интересно посмотреть на фотки, смотрите. Немного моих, немного Вебранера, и еще разные уже валяются в сети. Думаю, в ближайшее время их появится море (и даже видео), поэтому ссылок не даю, благо гугль хорош.

Лекции, мастер-классы, семинары. Первое, что мне удалось посетить - отчет ребят из Кранкс продакшн о КРИ 2005. Очень понравилось, получил истинное удовольствие. Далее последовало трехчасовое общение с людьми, которых я встречал (включая обед в местном ресторане). В общем, не очень интересно, просто встреча друзей. В итоге, поход на мастер-класс... от Creat Studio про управление компанией.

Собственно, про три часа разговора об управлении я не буду рассказывать (отдельно, как изначально планировал), поэтому кратко тут (все три часа). За первые два часа было изложено несколько относительно известных методик управления (перефразируя: подобные лекции читают в экономических и финансовых вузах, один из которых мне довелось закончить (на досуге) лет 5 назад, если интересно, велкам), которые им подсунул консультант. Они его пригласили после того, как почувствовали что-то неладное в компании с управлением (да и вообще, в компании в целом). О как! Так что в принципе, молодцы, что заметили, могли бы и не пригласить, и работать дальше по старой схеме, которая и методикой, в общем, не была, но многих (по их же словам), вполне устраивала. Последний час был реально неплох. Я бы даже изложил увиденное и услышанное, но они пообещали все это выложить у себя на сайте сразу после КРИ. Так что заинтересованные сразу отправляются на сайт Криата и читают. Остальным лишь скажу. Когда изумленная публика спросила: "ну и как, стало лучше?". Ответ последовал более чем разочаровывающий: "мы еще сами не знаем, эксперимент идет всего полгода, пока только уволилось 10% народа, как и было обещано методикой ;)". А так как я видел, как работают компании по аналогичным методикам (конечно, каждая компания уникальна и все такое, и иногда методики реально помогают), то могу сказать. Результат может быть ровно противоположным (ожидаемому). Что интересно, Криатовцы более чем оптимистично смотрят на внедренную методику, что говорит о том, что они в нее верят. Я обязательно хочу посмотреть на результат через год-другой и вам советую.

Пятница отличалась от субботы интересным явлением, которое не описать просто сложно. После первого дня КРИ расслабиться решли если не все, то очень многие. Видимо организаторы одумались, и крайне посоветовали всем командам локальные пати проводить именно в пятницу: в противовес глобальному пати в субботу (хотя попасть на субботнее мероприятие было почти нереально, всего 170 приглашений). Так что только официальных локальных пати пятницы (по моим подсчетам) было 4 (перечислять не буду, смысла нет). Сам я пошел на закрытое пати от gamedeff, которое прошло более чем скромно (в небольшом уютном заведении), но мне очень понравилось.

День второй.

Начиная со второго дня, все мое КРИ строилось из того факта, что я должен был законспектировать несколько наиболее правильных (на мой взгляд) лекций. Так что второй день был проще, да и событий, которые мне действительно понравились, произошло совсем мало. Скажу сразу. Я не стремился побывать везде, и меньше всего я увидел презентации проектов и презентации релизов. Так что те, кому интересно это, вам стоит обратиться к той прессе, которая пишет об играх, а не об их разработке.

Лекции первой половины второго дня, на которые я пошел, были средними по качеству, пока о них рассказывать не буду, немного расскажу о них отдельно, позже. Сейчас же расскажу об интересном факте:

По традиции… метры нашей индустрии (а может километры :) ) выступали подряд. Если на первом КРИ (образца 2003 года) они друг друга дополняли изо всех сил, то на этом КРИ они говорили вещи ровно противоположные. Господин Орловский, как обычно, пел за упокой (по традиции 2005 года). Господин Мирошников сказал, что индустрия вполне еще жива, и особенно для тех, кто с нами. (Вношу ясность. Уважаемый Юра меня поймал на том, что он действительно отвечал только на заранее подготовленные вопросы, о чем понятно из моего спича (ниже). И разумеется, предшествующее предложение отражает лишь мое мнение (мое понимание, если хотите) полного суммарного обобщения его ответов. Скажем так, я неккоретно использовал слово "сказал", приношу ему мои извенинения.) А господин Кузьмин толкнул традиционную для себя речь, которая мне понравилась больше, чем слова Мира и Орловского вместе взятые. Их идеи я изложу в полном отчете, чуть позже (правда, Юра традиционно отвечал на вопросы, накопленные за год, так что его пересказывать смысла нет, проще подождать появления оригинала в сети). Но то, что сейчас нет единого мнения о том, что происходит в индустрии, заставляет задумываться, что все еще не так плохо для всех, и что индустрия (как живой организм со всем ее болезнями и органами), не подвластна пока одной самой крупной компании, о которой (консолидации) принято говорить на каждом углу. И даже маленькие компании… как напуганные тараканы, разбежавшись по углам и забив все щели, окрепли… и уступили место новым, что означает, что рынок растет (хоть и очень медленно).

Вечером все зажигали на пати от Акеллы. Разумеется, все, кто обладал читом светлокоричнего цвета :)

День третий.

Мои лекции по расписанию (в отличии от лекций Вата) были либо про бизнес, либо про дизайн (кстати, про дизайн от меня ничего не будет, так уж получилось, ничего приличного я не услышал). Поэтому не удивительно, что с утра я попал на лекцию “про непонимание разработчиками издателей и наоборот”. По моим личным измерениям, это была лучшая лекция, из тех, что я услышал. Единственное, что меня слегка ограничит в ее точном пересказе: 25% было на английском (который, я понял, но толком записать не успел - я пока так не умею).

Далее была очень скучная лекция, от которой я ожидал много. Точно она называлась так: “Материалы и инструменты классической режиссуры в адаптации к гейм-дизайну”. Это единственная лекция, с которой я ушел. Нет, в принципе, дядька говорил разумные вещи (более того, я считаю, что если в помощь лид-дизайнеру дают профессионального режиссера, качество игры будет принципиально иного уровня), и когда эта лекция попадет в общий доступ, я крайне рекомендую ознакомиться. Но могу сказать одно, что мне совсем не понравилось – автор не смог выстроить материал так, чтобы было интересно. Просто не смог. А сидеть давиться после лучшей лекции КРИ меня (уже довольно подуставшего от КРИ) было невозможно. И что странно, говоря о таком материале он мог срежиссировать свое выступление в соответствии со своей же идеологией. А раз не смог, значит, несилен, так что изучайте классическую литературу, а затем адаптируйте самостоятельно.

Третьей лекцией этого дня была лекция-продолжение лучшей лекции… об взаимодействии издателей и разработчиков. Тоже очень понравилось. Так что они в отдельном отчете пойдут у меня вперемешку (ну, или, если хотите, просто подряд). Потом я был на постмортеме 20 проектов 1С. Интересного было не много, но коротко расскажу, обещаю.

Обед и еще две лекции. Так уж получилось, что обед растянулся и залез на первую послеобеденную лекцию, поэтому даже не скажу, куда я бы пошел. А вот из двух последних я узнал много интересного. Первая - про взаимодействие разработчика и аутсорсера (правда, скажу честно, я первый раз для себя открыл эту тему, и мне придется слепо довериться в полном обзоре автору лекции).

Вторая – второе продолжение лучшей лекции КРИ. Понятно, что и это продолжение пойдет в обзорную статью о взаимодействии Р и И. Было еще одно продолжение, причем, я немного жалею, что не пошел на него, но совсем чуть-чуть. А вообще, этот год был щедрым на решение именно этой проблемы. Как мне показалось, издатели просто устали от проблемы взаимодействия с разработчиком, и очень хотят, чтоб разработчики, наконец, задумались о том, что это в первую очередь приводит к их смерти. А могли бы жить :).

Итог.

Отличное закрытие, много призов. Антон Камолов в роли ведущего выглядел не так убого, как все его предшественники. Первый раз организаторам удалось попасть в точку, и пригласить нормального шоумена, который хоть немного представлял об играх и их разработке. Правда он слишком много говорил (и это ну очень раздражало Юру Мирошникова, хотя я так и не понял, почему), но в целом зрители остались довольны, наполнившись положительными впечатлениями на весь следующий год и получив призы, все разошлись, поставив очередную запятую. Приходите через год, будет интересно.

#КРИ

10 апреля 2006 (Обновление: 25 сен. 2006)

Комментарии [4]