Добрый день, меня зовут Дима. В данный момент занимаюсь звуковым оформлением игры Drag Racing 3D от REVOLUTION FIST. В статье я ОЧЕНЬ подробно расскажу о процессе создания звуков двигателя автомобиля с помощью Fmod Studio.
Для начала работы нам потребуется:
1) Программа FMOD Studio, ссылка для скачивания http://www.fmod.org/download/
2) Звук запуска двигателя авто (англ. startup)
3) Звук переключения передач
4) Набор звуковых лупов: холостые обороты, очень низкие обороты, низкие, средние, высокие и "звук отсечки" (англ. idle, very low, low, mid, high и limit соответственно )
5) Любой звуковой редактор
Итак, приступим.
Открываем программу FMOD Studio
В столбце событий Event создаем папку Car (ПКМ в поле - New Folder)
В папке Car создаем 2 события Engine и Start (ПКМ на папке Car - New Event - переименовываем). В событии Start будет запуск двигателя и холостые обороты, в событии Engine - обороты двигателя от холостых до "отсечки" + ещё некоторые параметры, о них позже
Остановимся на событии Start. Переименуем дорожку Audio 1 в Start. Комбинацией Ctrl+Shift+I открывается окно импорта, где выбираем все необходимые звуки и нажимаем Open
Наши звуки будут добавлены в звуковое хранилище программы Audio Bin
Из Audio Bin мы перетаскиваем звуки Startup и Idle на дорожку Start в положении как на скрине ниже
Слудующий шаг - необходимо выделить звук idle и залупить его (сделать луп :( ), нажав на кнопку Loop Sound
Далее путем нехитрых манипуляций совмещаем звук Startup и idle, луп idle можно растягивать любым способом, уменьшая/увеличивая продолжительность по параметру Timeline
Дальше необходимо настроить кроссфейд двух этих семплов (делаем на слух, чтобы запуск плавно переходил в холостые обороты)
Чтобы по параметру Timeline остаться на одной точке, добавляем (ПКМ - Add Sustain Point )
В событии Start закончили. Далее переходим в событие Engine, где переименовываем дорожку Audio 1 в Onload. Создаем ещё одну дорожку ПКМ - Add Audio Track, и переименовываем в Offload.
На дорожке Onload будут находится звуки оборотов при полностью нажатой педали газа в игре, на строке offload - при отжатой педали газа. Для offload мы будем использовать те же самые звуки что и в onload, но предварительно изменив их тембр звучания путем эквализации, фильтрации, добавления/уменьшения различных гармоник и т.д. (делаем в любом звуковом редакторе) таким образом, чтобы звуки стали похоже на обороты двигателя, когда педаль газа не нажата. В дальнейшем, мы сможем настроить чувствительность нажатия на педаль газа!
Об этом позже. Остановимся на аудио дорожке Onload. Жмем на плюсик - Add Parameter...
Добавляем параметр RPM (обороты двигателя) где указываем, например min 800 max 6500 (оборотов ), жмем ОК
Комбинацией клавиш Ctrl+3 вызываем аудио хранилище Audio Bin и перетаскиваем на строку onload семплы наших оборотов от idle до limit и распологаем их попорадку в дорожке
Далее необходимо выделить каждый семпл и снова залупить сделать луп. Так необходимо сделать с каждым семплом!
Следующий шаг - размещаем лупы оборотов на аудио дорожке таким образом, чтобы примерно соответствовать числу оборотов параметра RPM, например, как сделал я. В дальнейшем этот шаг можно подредактировать, перенастроить. Настраиваем кроссфейд в местах совмещения каждых семплов, сделав максимально плавные переходы (или наоборот - по желанию автора)
На скорую руку это сделано как на рисунке ниже:
Далее самый важный шаг - необходимо настроить модуляцию питча каждого семпла кроме звука отсечки limit. Для этого выделяем высокие обороты high, ПКМ жмем на Pitch - Add Modulation - и добавляем AutoPitch. (для извращенцев можно по пробовать настраивать питч путем автоматизации).
Появляется крутилка автопитча которую мы в дальнейшем и будем крутить Root Pitch.
Далее курсор воспроизведения ставим на место пересечения (кроссфейда) двух семплов - high и limit таким образом, чтобы в равной степени слышать высокие обороты и отсечку (воспроизводим все клавишей Пробел) и настраиваем параметр Root Pitch у high таким образом, чтобы звук high на соединении с limit попадали в тон - это не сложно и делается на слух, у меня получилось 6, 10 k
Точно так же мы настраиваем автопич и на других семплах - на mid, low, very low и idle, каждый раз прослушивая на точках кроссфейда. В идеале должно получится так, что регулируя параметр RPM - питч будет в зависимости от значения RPM ПЛАВНО и НЕЗАМЕТНО изменяться. Это очень важно.
Следующий шаг - мы скомпрессируем аудиодорожку Onload, для сужения динамического диапазона всех семплов. Для этого выделяем Onload, добавляем в пост фейдер встроенный в FMOD Studio компрессор. Конечно, на практике лучше обрабатывать семплы ДО загрузки в проект.
В моем примере я настроил компрессор таким образом:
Далее добавим автоматизацию эффекта искажения звука дисторшн. Добавим в префейдер дисторшн
Добавим автоматизацию этого эффекта
и Настроим таким образом, чтобы в зависимости от RPM значение уровня эффекта изменялось от 0 до 37 % примерно ка показано ниже:
Наверняка вы заметили, что в fmod встроенно довольно большое колличество эффектов, различных фильтров, эквалайзеров, динамической обработки, частотной, модуляционной и т.д. Все параметры можно назначать на строку автоматизации - что несомненно очень удобно. Завтра я продолжу )