ЗвукСтатьи

Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Внимание! Этот документ ещё не опубликован.

Автор:

Добрый день, меня зовут Дима.  В данный момент занимаюсь звуковым оформлением игры Drag Racing 3D от  REVOLUTION FIST.  В  статье я ОЧЕНЬ подробно расскажу о процессе создания звуков двигателя автомобиля с помощью Fmod Studio.

Для начала работы нам потребуется:

1) Программа FMOD Studio, ссылка для скачивания http://www.fmod.org/download/
2) Звук запуска двигателя авто (англ. startup)
3) Звук переключения передач
4) Набор звуковых лупов: холостые обороты, очень низкие обороты, низкие, средние, высокие и "звук отсечки" (англ. idle, very low, low, mid, high и limit соответственно )
5) Любой звуковой редактор

Итак, приступим.

Открываем программу FMOD Studio

Окно программы FMOD Studio | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля


В столбце событий Event создаем папку Car (ПКМ в поле - New Folder)

Панель событий | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

В папке Car  создаем 2 события Engine и Start (ПКМ на папке Car - New Event - переименовываем). В событии Start будет запуск двигателя и холостые обороты, в событии Engine  - обороты двигателя от холостых до "отсечки" +  ещё некоторые параметры, о них позже

Столбец событий | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Остановимся на событии Start. Переименуем дорожку Audio 1 в Start. Комбинацией Ctrl+Shift+I открывается окно импорта, где выбираем все необходимые звуки и нажимаем Open

Окно Open | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Наши звуки будут добавлены в звуковое хранилище программы Audio Bin

Окно Audio Bin | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Из Audio Bin мы перетаскиваем звуки Startup и Idle на дорожку Start  в положении как на скрине ниже

6 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Слудующий шаг - необходимо выделить звук idle и залупить его (сделать луп :( ), нажав на кнопку Loop Sound

7 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Далее  путем нехитрых манипуляций совмещаем звук Startup  и idle, луп idle можно растягивать любым способом, уменьшая/увеличивая продолжительность по параметру Timeline

8 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Дальше необходимо настроить кроссфейд двух этих семплов (делаем на слух, чтобы запуск плавно переходил в холостые обороты)

9 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Чтобы по параметру Timeline остаться на одной точке,  добавляем  (ПКМ - Add Sustain Point )

10 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

В событии Start закончили. Далее переходим в событие Engine, где переименовываем дорожку Audio 1 в Onload. Создаем ещё одну дорожку ПКМ  - Add Audio Track, и переименовываем в Offload. 

11 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

На дорожке Onload будут находится звуки оборотов при полностью нажатой педали газа в игре, на строке offload  - при отжатой педали газа. Для offload мы будем использовать те же самые звуки что и в onload, но предварительно изменив их тембр звучания путем эквализации, фильтрации, добавления/уменьшения различных гармоник и т.д. (делаем в любом звуковом редакторе) таким образом, чтобы звуки стали похоже на обороты двигателя, когда педаль газа не нажата. В дальнейшем, мы сможем настроить чувствительность нажатия на педаль газа!

Об этом позже. Остановимся на аудио дорожке Onload. Жмем на плюсик  - Add Parameter...

12 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Добавляем параметр RPM (обороты двигателя) где указываем, например min 800 max 6500 (оборотов ), жмем ОК

13 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Комбинацией клавиш Ctrl+3 вызываем аудио хранилище Audio Bin и перетаскиваем на строку onload семплы наших оборотов от idle до limit и распологаем их попорадку в дорожке

14 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Далее необходимо выделить каждый семпл и снова залупить сделать луп. Так необходимо сделать с каждым семплом!
Следующий шаг - размещаем лупы оборотов на аудио дорожке таким образом, чтобы примерно соответствовать числу оборотов параметра RPM, например, как сделал я. В дальнейшем этот шаг можно подредактировать, перенастроить.  Настраиваем кроссфейд в местах совмещения каждых семплов, сделав максимально плавные переходы (или наоборот - по желанию автора)
На скорую руку это сделано как на рисунке ниже:

15 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Далее самый важный шаг -  необходимо настроить модуляцию питча каждого семпла кроме звука отсечки limit. Для этого выделяем высокие обороты high, ПКМ жмем на Pitch - Add Modulation  - и добавляем  AutoPitch. (для извращенцев можно по пробовать настраивать питч путем автоматизации).

16 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля


Появляется крутилка автопитча которую мы в дальнейшем и будем крутить Root Pitch.

17 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Далее курсор воспроизведения ставим на место пересечения (кроссфейда) двух семплов  - high и limit таким образом, чтобы в равной степени слышать высокие обороты и отсечку (воспроизводим все клавишей Пробел) и настраиваем параметр Root Pitch у high таким образом, чтобы звук high на соединении с limit попадали в тон  - это не сложно и делается на слух, у меня получилось 6, 10 k

18 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Точно так же мы настраиваем автопич и на других семплах - на mid, low, very low и idle, каждый раз прослушивая на точках кроссфейда. В идеале должно получится так, что регулируя параметр RPM  - питч будет в зависимости от значения RPM ПЛАВНО и НЕЗАМЕТНО изменяться. Это очень важно.

Следующий шаг - мы скомпрессируем аудиодорожку Onload, для сужения динамического диапазона всех семплов. Для этого выделяем Onload,  добавляем в пост фейдер  встроенный в FMOD Studio компрессор. Конечно, на практике лучше обрабатывать семплы ДО загрузки в проект.

19 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

В моем примере  я настроил компрессор таким образом:

20 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Далее добавим автоматизацию эффекта искажения звука дисторшн. Добавим в префейдер дисторшн

Добавим автоматизацию этого эффекта

20,5 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

и Настроим таким образом, чтобы  в зависимости от RPM значение уровня эффекта изменялось от 0 до 37 % примерно ка показано ниже:

21 | Использование FMOD Studio для создания звуков двигателя автомобиля

Наверняка вы заметили, что в fmod встроенно довольно большое колличество эффектов, различных фильтров, эквалайзеров, динамической обработки, частотной, модуляционной и т.д. Все параметры можно назначать на строку автоматизации - что несомненно очень удобно.  Завтра я продолжу )

#FMOD, #звук

23 января 2015 (Обновление: 12 окт 2016)