Всем привет!
Хочу предупредить - я дилетант и музыкального образования у меня нет, но меня всегда привлекали нестандартные тактовые размеры и ритмы, а потому я, собственно, и заинтересовался этим вопросом. Да, я понимаю, что прежде чем пытаться писать что-то подобное, нужно сперва научиться писать в стандартных размерах - начинать нужно всегда с чего-нибудь попроще, но моему любопытству нет предела.
Итак, если я правильно понимаю, то чаще всего в музыке нестандартные тактовые размеры можно встретить в джазе. Я не поклонник этой музыки, но, скажем так, я ее понимаю и уважаю. Лично мой выбор - math metall и progressive metall, хотя, на самом деле, среди представителей данных музыкальных жанров далеко не всегда можно встретить размерности вроде 9/8. Чаще всего - это все те же четыре четверти, просто со смещенными акцентами (повторюсь - я не силен в музыкальной теории). И, к тому же, в большинстве случаев все сводится к нестандартному ритму композиции, а мелодичности редко придается значение (в отличие от джаза).
Тем не менее, я уже не раз пытался написать что-нибудь эдакое. Чаще всего получалось так, что написав какую-нибудь вещь в нестандартном тактовом размере я приходил к тому, что мне приходилось немного замедлять/увеличивать темп композиции и возвращаться к привычным 4/4 - тогда отпадала необходимость вставлять в произведение отдельные такты вроде 2/8 или 3/8, а также использовать ноты с точкой или триоли:
На рисунке выше обратите внимание на 14 такт. Чтобы сохранить "баланс" в ритме произведения, пришлось вставить такт с размером 3/8. В конце концов, я обнаружил, что сильная доля приходится у меня на последнюю "восьмушку" такта, то есть на предпоследнюю шестнадцатую ноту. А это значит, что можно легко переделать всю композицию в размерности 4/4 и при этом все будет выглядеть куда гармоничнее и не придется вставлять какие-то дополнительные такты с другими размерностями. Меня это не устраивало.