ЗвукФорумПомощь

Подскажите в каком направлении двигаться начинающему музыканту

Страницы: 1 2 Следующая »
#0
2:14, 1 июля 2015

Приветствую всех тех, кто так или иначе связан с музыкой, профессионально или на любительском уровне!

Хотел бы для начала представиться ... Зовут меня Александр. Или по давнему прозвищу - Amegatron.

Я уже вкратце описал мое нынешнее положение дел в соседней теме, но расскажу здесь еще раз более подробно.

Мне 28 лет, и несколько недель назад я решил всерьез заняться музыкой с целью впоследствии сочинять и записывать музыку на компе, так как это - моя давняя мечта. Очень часто в голове звучит разная музыка (в основном под вдохновением от услышанной чужой музыки), и всегда хотелось уметь не просто напевать ее "про себя", но и зафиксировать ее, чтобы слушать потом либо самостоятельно, либо делиться с друзьями. Посоветовавшись, начал ходить в частную музыкальную школу (фортепиано), где пока изучаем базовую теорию музыки и понемногу учимся играть непосредственно на инструменте. Постепенно все усваивается :) Уже умею как играть с нот (разумеется не сходу быстро, а постепенно разучивая мелодию), так и вроде разобрался, как записать свою мелодию в нотах, определить размер и разбить на такты.

Почему я пишу именно на этом форуме? Дело в том, что пожалуй любимое мое направление в музыке - это саундтрэки к играм и фильмам. В большинстве случаев это очень многогранная музыка, которая вызывает в моей голове много эмоций и переживаний. Соотвественно, одна из моих конечных целей в перспективе - уметь писать музыку подобного плана. Я не ставлю цель в будущем зарабатывать этим, однако если мои знакомые решат писать какую-то игру (точнее они уже это делают), я был бы рад участвовать в процессе в качестве композитора. Хоть я и программист вообще с довольно большим стажем (web-dev по большей части), game-dev в роли разработчика у меня не очень хорошо "пошел", несмотря на наличие сейчас огромного количества фреймворков и движков, так как это процесс очень многогранный, требующий не только навыков программирования. Да и в целом мышление уже слишком "заточено" под web-dev, в играх же, как мне показалось, нужен немного другой склад ума :)

Опыта в сочинительстве мало, как и опыта работы в DAW. Когда-то давно были скудные попытки постичь дао Fruity Loops, но это было очень давно и было просто забавой. На данный же момент я начал осваивать программку Cakewalk Music Creator 7, которая вполне соответствует моим начальным представлениям о подобного рода софте. Но отсутствие опыта сказывается весьма ощутимо: не знаю, как добиться лучшего звучания инструментов, не знаю еще назначение базовых эффектов, имеющихся в наборе, и какой эффект они дают, в каких случаях их уместно применять, и так далее.

По направлениям сложно сказать, какая музыка конкретнее мне больше нравится. Но, например, точно очень нравится оркестровая музыка, с которой я и хотел бы начать. Вот примеры саундтрэков из игр, которые в свое время оставили очень хорошее впечатление:

+ Показать

Или, например, из работ здешнего участника, OnSoundWaves, очень нравится вот эта композиция (Skyburg - Menu theme):

Итого, основной вопрос данной темы: в каком направлении мне двигаться? Что изучать и практиковать приоритетнее для начала? Понятно, что расписать здесь целиком "курс" создания музыки на компе врядли кто-то захочет, но все же хотелось бы услышать советы, ссылки, и так далее. Сам я искал в инете инфу по этой теме. Нашел различные платные курсы на DVD-дисках - с зарплаты куплю, если они действительно стоящие, а не просто "вода", не соответствующая описаниям на сайте, которые очень напоминают начало 2000-х, когда люди продавали курсы о том ... как продавать курсы о том ... как продавать курсы о заработке в интернете (рекурсия самая настоящая!), красочно расписывая их во всех тонах :) Кому-нибудь доводилось видеть содержимое подобных курсов?

Я полагаю, что в данной профессии вряд ли имеются какие-то точные формулы. Все постигается путем большой практики. Но боюсь, что если буду вникать в эту сферу полностью самостоятельно, я не приду к должному результату.

Чтобы вы имели представление о моих текущих навыках, хочу прикрепить на ваш суд свою первую композицию, сочиненную под впечатлениями после ночи прослушивания ambient-музыки (ушло 3 с половиной дня на это) :)
(обновленная версия ниже)

С уважением,
Amegatron.

#1
15:24, 1 июля 2015

Amegatron
> Чтобы вы имели представление о моих текущих навыках, хочу прикрепить на ваш суд
> свою первую композицию, сочиненную под впечатлениями после ночи прослушивания
> ambient-музыки (ушло 3 с половиной дня на это) :)

Здравствуй еще раз) Пока выдалась свободная минутка, попробую написать от себя:


На мой взгляд, в данном случае первое правило - не рассказывать никому о своих планах. Здесь нет никакого негативного подтекста - просто опыт доказывает: больше придержишь в себе - больше реализуешь в музыке.

Следующее - это быстрота, скорость. Придумывать надо быстро. Быстро не равняется халтурно: т.е имеется в виду быстрота ума. Приличный минутный трек за 3 часа - достижимо.

Потом - самокритика. Я бы пожалуй начал с того, чтобы написать критику на свой собственный новый трек. Что в нем плохо, что хорошо, что улучшить, что требует другого подхода. Только постоянный критический анализ своих же сочинений - это прогресс. Лично я иногда позволяю себе удовлетвориться написанным треком, но это ощущение возникает тогда, когда я его слушаю через месяца 2 или даже больше. Чаще всего конечно самокритика - наше все.
Amegatron
> красочно расписывая их во всех тонах :) Кому-нибудь доводилось видеть
> содержимое подобных курсов?
Они не нужны.  Деньги тратить не стоит.


Потом, следующее. Не знаю, как отнесутся к этим словам коллеги.. Но слушать технически устаревшую музыку, мне кажется, не стоит. Вот например как эти видео под спойлером. Это касается семплерной музыки. Тогда семплы были совсем другие и в общем, этот уровень спокойно достигаем сидящими здесь композиторами, что не есть хорошо. Равняться надо на то, чего вроде как нельзя достичь, планка должна быть максимальной.

Исходя из этого - как сделать так, чтобы звук был качественный. Очень просто - не использовать плохие звуки. Надо четко себе представлять, что есть хороший звук и плохой. Для этого рекомендую слушать очень много живой оркестровой музыки.

#2
16:17, 1 июля 2015

BlackMusic
Спасибо за комментарий :)

> На мой взгляд, в данном случае первое правило - не рассказывать никому о своих планах.
Действительно, в некоторых аспектах жизни я уже на своем опыте убедился в правильности такого подхода :) Но в данном случае я просто хотел услышать рекомендации, так как самостоятельно сходу разобраться в полностью новой теме не просто.

> Следующее - это быстрота, скорость. Придумывать надо быстро.
Я думал и думаю это придет только с опытом. В целом мотив то мелодии я придумал быстро, но вот технически реализовать это на компе на данный момент быстро я не могу, думаю по понятным причинам :) Пока разберусь с софтом в целом, пока прослушаю инструменты разные, и так далее. Но в целом согласен, нужно уметь делать это быстро, потому как если начинаешь долго "плавать", перестаешь трезво оценивать происходящее, и срабатывает эффект "поскорее бы закончить хоть как-нибудь". Что в принципе и произошло в моем случае: прослушав записанную мелодию несколько десятков раз, уже хотел закончить с ней ...

> Потом - самокритика. Я бы пожалуй начал с того, чтобы написать критику на свой собственный новый трек.
Это все верно, написал это сообщение вчера поздно вечером, а сегодня проснулся и сам для себя отметил некоторые недостатки. В частности, хоть мне и нравится в целом эта мелодия, меня самого стала напрягать беспрерывная игра пианино - нужно как мне кажется разбавить его паузами и вставками других инструментов, чтобы дать ушам передохнуть. Также мне теперь самому не нравится, что пианинная мелодия записана без учета скорости нажатий на клавиши, в текущем виде она мне кажется суховатой, неестественной ... Да и в целом я осознаю, что в качестве трэка оно не годится никуда в данном виде :) А вот что ей нужно, я еще пофантазирую.

Дело в том, что есть такое понятие, как "эффект спрашивания", с которым я очень часто сталкивался еще когда постигал программирование. Бывает часами или днями не можешь найти решение какой-то проблемы или подобное, но стоит только спросить у кого-то об этом - как сразу же в голову приходит трезвое решение :) Так и тут происходит :)

И вот что мне интересно еще знать - существует ли какая-то общая теория для композиции? Какие-то правила, закономерности, которые нужно знать? Ведь не я первый, не я последний, кто начинает сочинять музыку :)

> Они не нужны. Деньги тратить не стоит.
Ок, спасибо за совет. Погуглив тщательнее, нашел несколько статей на интересующие меня в данный момент темы ... бесплатные разумеется.

> Но слушать технически устаревшую музыку, мне кажется, не стоит.
Действительно, разница в звучании старой музыки и нынешней есть. Но ведь не это же главный критерий оценки музыки (лично для меня). Я к тому, что ничто не мешает в общем записать аналогичную старой теме музыку, но в современном исполнении, чему и хотелось бы научиться :) Хотя вообще я скинул именно эти примеры, поскольку недавно совсем ностальгировал и слушал их :) Так то есть и современные примеры оркестровых трэков, которые мне безумно нравятся. Взять к примеру шедевральную, на мой взгляд, музыку из Ori and The Blind Forest. Или например Assasin's Creed: Black Flag - безумно люблю главную тему этой игры.

> Равняться надо на то, чего вроде как нельзя достичь, планка должна быть максимальной.
В целом согласен, именно примеры качественной современной музыки движут мной на данный момент, но я считаю важно уметь разделить свой прогресс на "под-планки" (или этапы), чтобы просто-напросто не надорваться и не бросить вообще затею :)

> Для этого рекомендую слушать очень много живой оркестровой музыки.
Живой имеется ввиду вообще живой, или достаточно записи с живого оркестра, а не синтезированного? =)

Еще раз спасибо за комментраий :)

#3
18:35, 1 июля 2015

Amegatron
> меня самого стала напрягать беспрерывная игра пианино
все верно))

Amegatron
> Также мне теперь самому не нравится, что пианинная мелодия записана без учета
> скорости нажатий на клавиши
все верно - нужно добиваться естественности, для этого нужно знать инструменты, и брать уроки по фортепиано - это разумно и полезно)

Amegatron
> существует ли какая-то общая теория для композиции? Какие-то правила,
> закономерности, которые нужно знать? Ведь не я первый, не я последний, кто
> начинает сочинять музыку :)

В кратце, дело обстоит так. Общей теории нет, зато есть очень много частных теорий, они все формировались на протяжении десятков лет. И эти как бы общие теории для каждого из исторических периодов диктовали свои правила. Например, до эпохи Возрождения - это были определенные правила голосоведения, определенные правила игры на инструментах, к слову, инструменты тоже были совершенно иные, чем сейчас.

Венская школа - это уже немного другие правила, охватывающие многие аспекты сочинения: это и тип фактуры, и форма, и так далее. Но чуваки тоже не стеснялись обращаться к прошлому. Далее, романтизм - уже всякие эксперименты(в контексте 19 века естественно)) с формой, фактурой, звуком. Там тоже определенный стиль, стилевая аура так сказать, после романтизма был поздний романтизм, после него был модернизм (кстати в разных консерваториях по разному учат), в раннем периоде которого импрессионисты уже делали колористические смелые эксперименты, но опять-так, не без обращения к прошлым поколениям.

Нововенская школа композиторов - все правила которые были до этого - запихнуть в угол, - придумать новые. Вот и придумали 12 равноправных тонов. На самом деле очень простая техника, современному композитору придумать додекафоническую пьесу - один листок А4 и немного времени. По моему скромному мнению, она изжила себя совершенно, хотя для некоторых людей это все еще шок.

20 век - уже было все, - и запоздалые романтики, и авангард, и все-все-все. Джаз опять-таки на подьеме, популярная музыка расцветает, глобальное развитие всего и вся. И вот мы пришли к 2015 году.

И вот к чему все это пришло. А к тому, что "выбирай что хочешь". Техник - море, пользуйся любыми. Постмодернизм))

В электронных жанрах тоже свои состоявшиеся каноны. Жанр часто диктует каноны, поэтому общих для всех нет. Нам в какой-то степени и повезло и нет - так как за плечами не одно столетие развития композиции и мы, как уровень в играх, - уже это прошли и теперь можем перепройти заново, если захотим.

Amegatron
> Взять к примеру шедевральную, на мой взгляд, музыку из Ori and The Blind
> Forest. Или например Assasin's Creed: Black Flag - безумно люблю главную тему
> этой игры.
Да, это очень хорошая музыка)
Amegatron
> Живой имеется ввиду вообще живой, или достаточно записи с живого оркестра, а не
> синтезированного? =)
И так, и так подойдет!) Музыку вообще живую - советую. Но, конечно, только хороших исполнителей))))

#4
21:52, 1 июля 2015

Ну чтож начало положено!!)))

А где же ударные?))

#5
22:35, 1 июля 2015

Maxiim
> А где же ударные?))

Они не вписались в моей голове к данной мелодии :))) Поэтому решил и не добавлять их :)

BlackMusic

Спасибо за краткий экскурс :)

Продолжая свои поиски в сети, нашел вот такую заметку на википедии: Теория современной композиции. То есть судя по всему кто-то все же занимается изучением и составлением теории современной музыки. У меня в связи с этим вопросы возникают: какие предварительные знания из элементарной теории музыки мне нужны, прежде чем начать изучать композицию "с научной стороны"? Знакомы ли вы с этой "теорией современной композиции"? Нужно ли мне будет изучать "прошлые" школы композиции прежде чем приступать к изучению современной?

Тем временем я решил посвятить сегодняшний вечер прослушиванию суандтрэков из различных игр, пытаясь самостоятельно выявить какие-то правила их построения. Я конечно может быть изобретаю велосипед, но составил для себя список некоторых "логических" частей большинства прослушанных трэков. Для себя определил такие части, как интро, завязка, развитие, кульминация, развязка, завершение (аутро) (как ни странно прослеживается сильная аналогия с литературой). Где-то присутствует большинство этих частей, где-то только лишь некоторые. Также пытаюсь пока просто на слух выявить приемы, используемые в разных частях композиций и характерные для них. Я делаю это по аналогии с программированием. Там подобное называется шаблонами (паттернами) проектирования: практически для любой задачи уже имеются готовые способы (или если быть точнее - подходы) для их решения, о которых стоит знать любому разработчику, чтобы не изобретать велосипед каждый раз :) Этакий структурированный, разложенный по полочкам опыт поколений ...

#6
23:49, 1 июля 2015

По форме правильно подмечено, насчет учебника - ответил в ЛС :)

#7
12:48, 3 июля 2015

Поработал над мелодией и учел свои же прошлые замечания, постарался придать форму композиции :) Прошу оценить, лично мне уже нравится гораздо больше :)

#8
14:55, 3 июля 2015

Александр, приветствую! Рад был узнать, что на форуме появился еще один новичок, который только-только стал вникать в тему : ) Сразу похвалю тебя за то, что нашел время и желание заняться практикой и даже пошел в музыкальную школу. Надеюсь, что твой энтузиазм не угаснет! Работай в этоитнаправлении больше, больше слушай хорошей музыки! Я желаю тебе успехов и буду следить за твоими сообщениями! PS: Трек весьма неплох для начала) Уж точно куда лучше, чем мои первые попытки.

#9
15:07, 3 июля 2015

retrospider
Спасибо за теплый прием и напутствия :) По мере сил буду продолжать заниматься!

#10
15:08, 3 июля 2015

Amegatron
А как же сустейн у рояля?) но конечно лучше, чем первый вариант)

#11
15:15, 3 июля 2015

BlackMusic
> А как же сустейн у рояля?)

Дело в том, что сустейн-педали у меня еще нет :( Да и не пробовал еще толком с ней играть даже на занятиях в школе - не дошли пока до этого :) Не знаю, как лучше было бы - с сустейном или без. Поэтому записал исключительно опираясь на свое слуховое восприятие :) Текущий вариант меня вроде бы устраивает, но я скину эту мелодию своему преподу - пусть подскажет, где что исправить лучше будет :)

> но конечно лучше, чем первый вариант)

Спасибо :) Я сам уже раз 20 прослушал по кругу после заливки, и в отличие от первой пробы голова не болит после этого :)))) Но буду еще работать над ней, как пойму на трезвую голову, что можно улучшить :) Щас мне не видно, что делать, да и устал - с 6 утра музицирую :)))

#12
15:25, 3 июля 2015

Amegatron
конечно с педалью, понятное дело, что не запаздывающей, чтобы не плавало. Но сейчас очевидно сухо) Конечно при определенном жанре сухой звук самое то, но не в акустической музыке)

#13
15:44, 3 июля 2015

BlackMusic

Спасибо, как приду на занятие - внимательней послушаю тамошнее пианино, как там звуки длятся. Но у меня есть подозрение, что используемый мною инструмент не очень подходит (Concert Grand). Чем выше ноты - тем меньше "держится" звук даже если я долго держу клавишу (ведь я правильно понимаю: сустейн это же продление звучание ноты при отпущенной клавише?). А в настройках инструмента нет параметров атаки/сустейна и т.д. (или эти параметры только для синтезируемых звуков задаются?). Может звук кажется сухим, потому что слишком сильно по клавишам бомблю в конце? =))) Щас как раз обратил на это внимание =) Но я вообще специально "бомбил", чтобы звук был громче и выразительнее :)))
Но я не спорю с тобой, ибо я играю на клавишах всего пару недель :)))) Наоборот, внимаю любой критике и советам :)

#14
16:37, 3 июля 2015

Amegatron, а я вот не могу ничего конкретно сказать по этому треку. Мне в нём ничто не нравится :)
Советую оставить его, не дёргать. И писать, писать, писать ... Может быть, не всё показывать людям, что-то писать в стол. Но постоянно выявлять свои ошибки и исправлять. И, как тут уже советовали, постоянно слушать и сравнивать.

Страницы: 1 2 Следующая »
ЗвукФорумПомощь

Тема в архиве.