Звук
GameDev.ru / Звук / Форум / Электроника + Контрапункт. Вот что вышло

Электроника + Контрапункт. Вот что вышло

Advanced: Тема повышенной сложности или важная.
r-manПостоялецwww12 июня 201823:46#0
Написал  электронный трек в форме классической прелюдии и фуги. Прошу опытных форумчан указать на косяки и посоветовать, как доработать трек.
Чего бы хотелось: сохранить форму фуги, не потерять читабельности полифонии, но чтобы звучало круто :-).
Что уже пытался:
1) Добавить общей ритмической фактуры, но тогда теряется полиритмия самого контрапункта - отказался.
2) Что-то делать с барабанами. Первая мысль, нафиг они вообще нужны, но тогда совсем уж все плоско.
3) Добавить тогда хетов, но они снова убивают полиритмию контрапункта, в результате сделал размытое шуршание - вроде бы лучше.
4) Оставить только бочку, но сделать ее в сложном ритме - не вяжется с музыкой.
5) С велосити играться - к хорошему, не привело. Понял, что чем ровнее, тем для контрапункта лучше (у органа и клавесина нет велосити, кстати).
6) Что-то крутить, автомировать на мастере - тоже ничего хорошего (может просто не умею), сейчас там только лимитер.

ardruПостоялецwww13 июня 20180:54#1
Не пробовал играть сам, используя штрихи: легато, стаккакто, нон-легато? Чтобы выделить ноту, нужно перед ней создать тишину. Кроме того, на органе обычно атака медленная, поэтому чем дольше звучит нота тем она реально громче.
r-manПостоялецwww13 июня 20181:30#2
ardru
У меня тут чем дольше нота, тем сильнее фильтр открывается, но атака четкая (почти без дикея, но сразу), иначе сквозь шум ноты не пробивались. Ноты встык, зазоры пробовал делать, что-то мне не понравилось. Сейчас вот подумал, может еще попробовать, чередовать, то так, то так или по вертикали делать по-разному...

Правка: 13 июня 2018 2:50

lakodinПостоялецwww17 июня 201816:31#3
r-man
Простите, но у вас получилась не фуга. Фуга строится вокруг короткой узнаваемой темы. Узнаваемой - ключевое слово. То, что пока получилось у вас, не несет такой темы. На слух стороннего слушателя получилось орнаментальное электронное произведение, которое представляет собой как бы "аккомпанемент" к чему-то, что не сыграно. Форма фуги не прослушивается. Повторюсь - нету темы, в этом вся беда. Соответственно, ваши шесть вопросов теряют смысл.
SekmetПостоялецwww17 июня 201819:57#4
r-man
красиво. Тема прослеживается в прелюдии, она могла бы сойти за экспозицию фуги)) только хорошо бы тему выделять динамикой и/или ритмом над фактурными голосами (приоритет должен быть у неё). Дальше есть разделы больше похожие на Basso Ostinato, а не на фугу, но есть и полифонические эпизоды. Допустим, бассо остинато - это интермедии. Но в полифонических эпизодах на первый план лезет гармония и тему как мелодию и её последовательное проведение узнаёшь только вслушиваясь - другие голоса определённо мешают ей быть яркой.
Важная для полифонической музыки идея - это отчётливость голосов, их ритмическая свобода, которая достигается комплиментарной ритмикой. Посмотрите, как это сделано у Баха, например.
https://youtu.be/X9Z_FVjMSWc?t=2m8s
http://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/03/Bah-HTK-Tom1-12-2.png
- тут видно, что тема ритмически обособлена от других голосов - там, где она движется четвертями - контрапункт движется шестнадцатыми, и даже в таком различающемся пульсе движения Бах берёт и иногда делает паузу на каждое начало четверти (см 5й такт) в контрапункте, т.е. там шестнадцатая пауза - это делает более слышимым голос темы, и в то же время более слышимым голос противосложения. А когда появляется второе противосложение (контрапункт, где вступает 3 голос с темой, 7й такт) - в нём Бах использует синкопу ♪♩♪, что позволяет третьему голосу не слиться ритмически с темой и 1м противосложением. Этот и есть принцип комплиментарности - в такой фактуре все голоса читаемы даже на слух дилетанта. Это же было причиной прослушиваемости голосов в исполнении на клавесине и органе, где нет богатых градаций громкости (ну на органе хотя бы регистры можно настроить, а клавесин - нет). Если же мы часто используем синхронное движение и на сильные доли голосА фуги ходят вместе - тип фактуры превращается в гомофонно-гармонический и воспринимается таковым. Что и происходит в данном случае, пусть темы и есть.

Предлагаю к исправлению: 1) проредить начала долей и вообще все места, в которые голоса попадают синхронно. Ради эксперимента - замьютить каждую 1ую из 4х нот в чёсе 16ми - каждая такая нота тянет фактуру в гармоническую. Естественно, приоритет должен сохраняться на голосе темы - мьютятся ноты, мешающие ей. Избегать совпадений как таковых - не нужно, но если по вертикали вступили с новыми нотами 3-4 голоса одновременно, то прореживание желательно, хотя бы изредка, для освобождения фактуры от "гвоздей" ритмической сетки.
2) переход на 3.20 звучит как перескок, он не подготовлен голосоведением и звучит не органично. Там просится что-то придумать, хотя хозяин барин)
3) подумать ещё над тембром и/или его обработкой. Сейчас он слишком въедливый, поэтому вместе с ровностью велосити звучит в большой степени раздражающе.

ПС Где стретта?)

r-manПостоялецwww18 июня 20183:17#5
Sekmet
Благодарю, за детальный разбор. Очень рад, что вы его написали, т.к. я уже раньше слушал ваше портфолио и знаю, что вы пишите замечательные вещи.
Согласен, тема не очень выделяется. Откровенно говоря, я намеренно пытался не делать какую-либо из мелодий превалирующей, как бы подчеркнуть отказ от гомофоннго склада (может это и неправильно). На тему смотрел как на некий логический ориентир для других голосов и стремился к их равнозначности. Но тут да, возникает другая проблема - звучание становится слишком гармоническим, согласен. Буду думать над этим, спасибо за дельные советы. Про комплиментарную ритмику конечно в курсе, но исходил из того, что есть масса полифонических примеров и без этого. Баха конечно же анализировал и книжки по строгому и свободному контрапункту читал, в любом случае, спасибо за ссылки.
Плюс тема получилась слишком длинная для запоминания. Я это конечно сразу понял. Поразмышлял, погуглил, поютубил... Фуги с темой такой длины хоть и редко но бывают, думаю ладно, не буду переделывать :-). В конце-концов узнаваемость формы - не главная цель.
Еще я не стал делать паузу между прелюдией и фугой, в итоге, наверное действительно нужно очень внимательно слушать, чтобы понять где тут фуга вообще. На 3:03 фуга начинается, если что.
Еще я нарушил нормы в последовательности тональностей. Фуга начинается не в той тональности, в которой заканчивается и первые модуляции не на квинту или кварту, это наверное еще сильнее затуманило форму.
Над тембрами надо работать. Тут вообще без разговоров.
Стретта есть на 7:45. Но тема не стреттная, поэтому быстро обрывается (частичная стретта) и я еще забил первый проход темы в стретте "левой" мелодией вверху, поэтому фиг кто эту стретту услышит конечно. Вначале совсем не планировал стретту (далеко не во всех фугах она есть), но потом, подумал, вдруг кто спросит, где стретта и сделал так :-).
В принципе у меня нет цели строго соблюдать какую-либо форму. У меня цель писать интересную музыку. Мне очень нравится классическая полифоническая музыка и мне нравится современная электронная. Я решил попробовать сделать несколько электронных вещей в строгих классических формах, чтобы лучше понять, как эти стили совмещать. Есть много электронных переигровок классики, но в них практически всегда забит болт на контрапункт. Слышна только главная тема. Меня такой подход не устраивает. Пытаюсь добиться другого результата.
MrOcelotПостоялецwww18 июня 201810:22#6
Я просто скажу, что мне нравится.
SekmetПостоялецwww18 июня 201815:20#7
r-man
Спасибо))
Да, в целом музыкальный материал может оставаться и таким) Я почему-то решила, что цель - обострить полифонию. Если цель улучшить звучание в целом - можно, кстати, тоже через комплиментарность этого добиться, т.к. она работает в аранжировке вообще. Сам принцип можно использовать шире - например, между чисто музыкальным материалом и ударными - делая удар хэта, скрывать что-то в мелодии, или наоборот - к чему-то подводить. Чтобы перкуссия либо вела диалог с мелодическими партиями, либо поддерживала какие-то остроты в них. Конечно, в текущем варианте в виде лёгкой ритмической поддержки тоже всё работает, но если есть время на эксперименты с этим материалом - попробовать можно всякое.
Вот тут, например, очень доходчиво объяснён принцип гокета, которым можно обогатить звучание в целом, практически не меняя нотную основу.
r-manПостоялецwww19 июня 20181:16#8
MrOcelot
Спасибо за теплые слова.
Sekmet
Я ценю ваши советы и обязательно, если не в этом треке, то в следующих, учту и попробую то, о чем вы написали.

/ Форум / Звук / Оцените

2001—2018 © GameDev.ru — Разработка игр